Филиал Канаров в Зюзине
Стоя в бесконечной пробке на перекрестке, автомобилисты машинально оглядывают окрестности. И невольно зажмуриваются: почудилось, что ли? «Совсем заработался!..» – бормочет один. «Вот бы окунуться…» – начинает мечтать другой.
У самого солнца
Так в чем, собственно, дело? Что за мираж такой возле оживленной магистрали? Да просто раскинулось море широко на самом пересечении Севастопольского проспекта и улицы Каховки. Пальмы, закат, лодка на воде колышется… Все, как положено. Впрочем, в непосредственной близости от солнца видна человеческая фигура. Видимо, Икар. Выйдем из машины, подойдем поближе.
– Эй, Илья, лестницу-то крепче держи! – кричит Женя Должанский из-под самой крыши бойлерной, но распылителем работать не забывает, отчего закат становится еще розовее.
Раздвижная металлическая лестница действительно на вид кажется довольно хлипкой.
– Не страшно на такой высоте? – интересуюсь.
– Пока молодые – все экстремалы, – пожимает плечами «боец» сводного студенческого строительного отряда «Юго-Запад» Илья Архипов.
На то, чтобы превратить стены бойлерной в Юго-Западном округе в кусочек Канарских островов, Илье с Женей, включая подготовку, потребовалась неделя. Хотя общая площадь расписываемых стен не маленькая – более 300 квадратных метров. Эскизы, конечно, готовятся заранее. Тему предлагает либо сам заказчик (управа района), либо ребята.
– Если рядом детские площадки, подбираем сюжеты из мультиков, рисуем сказочных персонажей, как, например, недавно в Северном Бутове, – говорит командир граффитчиков, четверокурсник Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) Гоша Хахубия. – Или пейзажи, или орнаменты какие-то.
Этим летом ребята должны расписать на Юго-Западе столицы шесть объектов – в основном центральные тепловые пункты (ЦТП). Красота требует жертв, и облагораживание безликих стен влетает управам в копеечку. Так, море, выполненное в стиле «фотореализма», обошлось району Зюзино в 155 тысяч рублей. Из которых, правда, студентам досталась лишь часть – остальное «съели» краски и прочие материалы. Однако, по словам Ильи Архипова, используя в качестве оформителей стройотрядовцев, управы экономят: вольные художники берут за квадратный метр росписи примерно 2800 рублей при высоте объекта не более двух метров, в «морской» же бойлерной – 6,5 метра в высоту.
Кроме украшения городского пейзажа, районные власти убивают и еще одного зайца: на стенах перестают возникать всякие стихийные надписи: у нелегалов-граффитчиков на коллег рука не поднимается.
Работай сколько хочешь!
Группа художников – лишь малая часть студенческого отряда «Юго-Запад», объединяющего вузы округа. На благо города и собственного кармана трудятся студенты московских Финансово-юридической академии, Института стали и сплавов, российских университетов Дружбы народов, Геологоразведочного, Нефти и газа…
– Всего только на благоустройстве дворов округа этим летом работают более 100 человек, – рассказывает Юра Литвинов, руководитель Юго-Западного филиала Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов и одновременно пятикурсник Института стали и сплавов. – Кроме росписи ЦТП, у нас еще двенадцать объектов для приложения сил – в каждом районе по одному двору. Штаб объединяет вузовские отряды и обеспечивает ребят работой. Сколько именно народу и где они будут работать, вузы решают сами. Сейчас появилась конкуренция, за объекты в этом году шла борьба, мы не рассчитывали, что будет столько желающих, а то могли ведь взять и больший фронт работ.
На ремонте газонов студенты зарабатывают неплохо – около 1000 рублей в день. Правда, и работа физически достаточно тяжелая – вскопать, разровнять, натаскать и насыпать растительный грунт, посеять… А территории-то – ого-го! Раньше все жаловались, что на такую работу москвичи не идут, и непрестижные профессии были отданы на откуп гастарбайтерам. Как видим, все-таки идут, и даже весьма охотно. Ведь в чем еще плюс нынешних городских студотрядов? Никто тебя непременно длительный срок работать не заставляет. Понадобилась небольшая сумма, подрядился на один объект, сделал и отдыхай. Или потрудился месяц, заработал приличные деньги и поехал, скажем, на море. И город рад молодых поддержать.
В стройотряд на «мерседесе»
Правда, раньше понятие «студенческие строительные отряды» было связано с поездками в дальние края, кострами, песнями под гитару и прочей романтикой. Летом вокзалы заполнялись штормовками цвета хаки с гордыми надписями типа «МИФИ, Сахалин-68» или «МВТУ, Астрахань-75». Не всегда бойцам ССО приходилось в тех краях легко, не всегда они возвращались с обещанным заработком, но почти всегда вспоминали об этих поездках с такой же гордостью, как раньше мужчины об армии. И прочие, не отважившиеся и не побывавшие, им завидовали.
Движение стройотрядов началось еще в конце 1950-х и благополучно продолжалось до самой перестройки. Среди первопроходцев были МГУ, МВТУ имени Баумана и, кстати, Российский университет Дружбы народов. Первые его студенты поехали осваивать целину в 1961 году, а уже в 1962-м был сформирован ИССО РУДН, один из отрядов которого назывался «Меридиан дружбы». Когда пошла волна возрождения стройотрядов, РУДН снова оказался среди первых. Вторая дата рождения его ИССО приходится на 1999 год. («И» в аббревиатуре означает «интернациональный», так как в прошлом году, например, в отряде работали студенты из 48 стран.) Существует сейчас и «Меридиан дружбы».
Когда возрождение только начиналось, говорили, мол, стройотряды – это для бедных, для бюджетников. Но, как выяснилось, взамен ушедшей романтики пришло время более раннего взросления, самостоятельности: сейчас практически любой студент после первого курса ищет возможность заработка. В Юго-Западном округе любят рассказывать историю, как два стройотрядовца приезжали на работу на собственных «мерседесах» – доказывали родителям, что и сами способны заработать.
Любимое занятие Буратино
Но вернемся в настоящее – к дворам, которые нынче облагораживаются силами студентов. Вот, например, самый большой в этом году объект – двор на Новоясеневском проспекте. В общем, он тут даже не один, а несколько переходящих один в другой. С одной стороны вверенное студентам пространство огорожено склоном, с другой – газончиками под раскидистыми деревьями. Культиватором тут не пройдешься, приходится действовать вручную, попросту говоря – лопатой. Трудно представить, как можно в четыре лопаты вскопать эти 3500 кв. метров земли, но студенты Российского университета нефти и газа имени Губкина с этим справились за два дня. За неделю, говорят, успеют и следующие операции проделать, чтобы получить в конечном итоге свои 100 рублей за квадратный метр зеленой травки, радующей глаз жителей.
А на улице Ивана Бабушкина сейчас катят тачки с черной землей, то есть, простите, растительным грунтом, четверо студентов Российского геологоразведочного университета. Их красные майки с надписью «МСО» то скрываются за деревьями-кустарниками, то снова выныривают на свет божий. Тачки возить далеко, да и бордюр газонный высокий, приходится каждую вдвоем втаскивать. Рассыпали слой на свежевспаханную землю, поехали за следующей порцией. А бригадир Сергей Кусачев – грабли в руки и ровнять, чтобы время даром не пропадало. Поскольку труд механизированный (вскапывали культиватором), платят ребятам чуть меньше, чем собратьям-нефтяникам – по 94 рубля за метр.
– Хорошо, у студенческого штаба техника своя, – говорит Юра Литвинов. – В этом году нам префектура на ее обновление 200 тысяч рублей выделила, а культиватор 35 тысяч стоит, так что прикупили новых – они ж ломаются. Студенты здесь дней за пять управятся и получат свои 22 000 рублей на четверых, только, к сожалению, далеко не сразу, сейчас бумажная процедура оформления стала затягиваться. Да и пока трава не даст всходов и работу не примет комиссия, ее не оплатят.
Половина будущего газона уже черная. Дружно поднимают пустые тачки над высоким бордюром – обратный, холостой рейс. Осталось всего ничего – поработать такими темпами еще дня два с половиной. А потом посадить семена и, как Буратино, ждать, когда из них вырастут денежки.