Тяни-Толкай ЖКХ
Реформа ЖКХ, которая вот уже целое десятилетие тянет-потянет, а вытянуть никак не может, – самое загадочное для простого человека явление. В чем тайна? И есть ли золотой ключик?
Похоже, государство оставило поиски золотого ключика и от проблемы на три буквы решило отстраниться. Признав собственную несостоятельность, оно передоверяет задачу оздоровления жилищно-коммунального комплекса специальной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – об этом «КР» подробно писала в прошлом номере (Сергей Домнин – «Американская» помощь. Деньги в обмен на реформу ЖКХ»). Многие аналитики (Домнин в том числе) предсказывают очередное грандиозное разворовывание бюджетных средств из 250 млрд. рублей, выделяемых Федерацией на сие благородное дело, и недоумевают, каким образом всего за четыре года некий фонд разрешит все головоломки, с которыми так и не справилось государство?
По установкам, заданным Фонду, помощи от него можно будет дождаться лишь при непременном выполнении целого ряда неподъемных для большинства регионов условий, включая стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ (см. «КР» № 25 с.г.), – то есть именно самое нуждающееся в помощи большинство, вполне вероятно, окажется за бортом.
Да и сумма, отпущенная на построение нового ЖКХ, кажущаяся столь значительной на первый взгляд, при подсчете оказывается довольно мизерной: денег хватит разве что на заплатки для тришкина кафтана.
Чуда ждать не приходится. Но где же искать злосчастный ключ?
Вне игры
Вроде бы ЖКХ преобразовывают, чтобы оно лучше служило людям, но на самом деле люди – всего лишь плательщики. Их желания не интересны ни ДЕЗам, ни производителям-монополистам тепла и электричества. Они вне игры, которую ведут промеж собой производители и коммунальные службы. Как выразился Юрий Лужков, «люди им нужны только один раз в месяц – в сберкассе, чтобы молча оплатить услуги».
Как ни стремятся впихнуть ЖКХ в капитализм, хозяйство отказывается вести себя правильно – по экономическим законам, сохраняя в себе советские основы – государственное посредничество между жителями и эксплуатационщиками. И этот пережиток социализма вполне устраивает чиновничество местного розлива и ДЕЗы: работают-то они вроде бы на население, а отчитываются перед районными властями. Население вне игры.
Когда же возмущенные люди митингуют у управ, требуя ремонта подъездов, замены лифтов, заделки трещин и межпанельных швов, эксплуатационщики в ответ жалуются на отсутствие денег. И формально ДЕЗы правы – им достается не больше половины от сумм, собираемых с платежепослушных граждан.
Кстати, цель, поставленная ельцинским указом 1997 года – 100-процентная собираемость платежей в целом по России, – почти достигнута. По данным Минрегионразвития, за 2006 г. она составила 93%. А денег у ЖКХ как не было, так и нет. Задолженность в 2006-м составила 303 млрд. руб. И для простого человека совершенно непонятно, как 93-процентная собираемость платежей увязывается с таким грандиозным долгом? Куда деваются деньги?
В конце марта правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона, который предусматривает реструктуризацию задолженности. А дальше? Снова ЖКХ будет обрастать долгами?
По мнению аналитиков, долговую яму для ЖКХ в первую очередь роет непрекращающийся конфликт политики и экономики в «коммуналке». Тарифы на услуги в отрасли по-прежнему зависят от политических решений. В итоге предприятия «коммуналки» не в силах развиваться, а могут лишь выживать.
Больше трети денежных средств, поступающих в ЖКХ, разворовывается – таково мнение генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. И в этом мнении он далеко не одинок.
Панацея, где ты?
Ясно, что в 1997 году в реформе ЖКХ была предложена не та цель, и все сегодня понимают, что дальше так продолжаться не может. Необходимы кардинальные перемены, от которых мы, увы, привыкли ждать худшего. «Не надо бояться перемен, потому что хуже не будет. Хуже быть уже не может», – оптимистично заявил глава Минрегиона РФ Владимир Яковлев в марте нынешнего года. Что ж, возможно, он прав.
Но какие перемены нам необходимы? Управляющие компании вместо ДЕЗов? ТСЖ? Для начала, считает В. Яковлев, нужно демонополизировать сферу ЖКХ, а также отделить жилищные услуги от коммунальных. К первым министр относит вывоз мусора и уборку подъездов, а ко вторым – энерго- и водоснабжение. По его мнению, в случае такого разделения коммунальные услуги будут предоставлять крупные структуры на основании закона о концессионных соглашениях, а жилищные услуги – мелкие частные компании.
Конечно, концессионные соглашения – дело хорошее. Речь идет о понятных и прозрачных взаимоотношениях государства и бизнеса. Но вот вопрос: нужны ли они монополистам коммунальных услуг? И без того все отлично: деньги идут, что еще надо?
А вот у частных компаний дела обстоят неважно – с точностью до наоборот. В нынешней ситуации жилищно-коммунальное хозяйство не самое доходное дело. «Социальные» тарифы почти не оставляют шансов на извлечение прибыли. К тому же конкурсы окутаны тайной. Попасть на конкурс, а тем более победить для частника очень затруднительно. По данным российской Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере, частным компаниям достается менее 10 процентов из выставленных на конкурс домов.
Ассоциация пришла к выводу, что очень часто местные чиновники используют свои рычаги и уловки, чтобы не допустить частников к управлению и остаться у руля самим. Например, проводят заочные выборы, про которые большинство жителей ни сном, ни духом не ведают. Если же частной компании все-таки удается пробиться сквозь чиновничий заслон и жители за нее голосуют, чиновники применяют другой способ – проверенный, всесильный – бумажную бюрократию. Просто не передают дома в управление, игнорируя требования закона и решение собственников.
Частная компания с местными чиновниками ничего сделать не может – полностью от них зависит. Пока компанию еще не выбрали жители, она работает по договорам подряда с муниципалитетом, который может перекрывать финансовый поток, задерживать платежи сколько угодно или в любой момент расторгнуть договор.
Как найти управу на чиновника? О, идей на этот счет было множество, но ни одна из них почему-то не сработала.
И возникает вопрос: что намерен делать в этой ситуации Фонд содействия, упомянутый в начале? Ведь одним из главных условий оказания финансовой помощи субъектам является требование: от 50 до 80 процентов предприятий жилищно-коммунального комплекса должны быть коммерческими.
Три буквы – три отсутствия
Аналитики отмечают: реформа ЖКХ уперлась в так называемые три отсутствия. Во-первых, отсутствие комплексного подхода к проблеме у государства, во-вторых, отсутствие консолидированных заказчиков (ТСЖ) и, в-третьих, отсутствие сформированного рынка частных управляющих компаний.
И государство, и жильцы, и частный бизнес не имеют весомых стимулов активно заниматься реформой. Государству мешают слишком высокая социально-политическая значимость реформы и сформировавшаяся за последние 15 лет система коррупции в сфере ЖКХ. Жильцы не спешат объединяться в ТСЖ, потому что не видят для себя в этом выгод и не понимают, зачем это нужно делать. Рынок частных управляющих компаний не формируется, потому что им не с кем работать, – их клиентами могут стать только консолидированные заказчики – ТСЖ. Замкнутый круг.
Разруха – в головах, а не в клозетах
Так где же искать золотой ключик?
Большинство аналитиков склоняются к тому, что, как ни крути, выход из тупиковой ситуации – в массовом создании ТСЖ. Да, жилищно-коммунальная сфера – одна из самых коррумпированных отраслей России. Да, чиновники, смертным боем стоящие на страже у кормушки, саботируют создание товариществ. Да, у простых людей нет никакого опыта в этой сфере. Все это так, но сейчас как раз тот случай, когда спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хватит надеяться на государство. Пора брать власть в свои руки!
Нужно, наконец, всем понять, что главная причина провала реформы – инертность, инфантилизм, косность населения, ради которого, собственно, она и затевалась. Ровно год назад фонд общественного мнения провел любопытный опрос на тему тарифов ЖКХ. Большинство опрошенных отметило, что повышение тарифов на услуги ЖКХ ухудшило их материальное положение значительно, однако опять же абсолютное большинство признало, что в связи с этим ничего предпринимать не собираются.
Преобладающее настроение – жить сегодняшним днем, не думая о перспективе, безразличие к общественной жизни, неверие в добросовестность власти и искренность ее деклараций о намерении проводить реформы. Как это похоже на «застойные» времена.
«Поэтому, когда мы сегодня говорим о преобразованиях в ЖКХ, то имеем в виду две главные цели, – пишет московский мэр Ю. Лужков. – Первое и самое главное – желание уйти от совковой системы обслуживания жилья. Второе – сделать каждого человека полноценным и самостоятельным участником реформы, заинтересованным в ее результатах и понимающим свою выгоду от нее».
Да, прав был профессор Преображенский: «Разруха – в головах, а не в клозетах».