Московская жилищная газета

Жилищное право

Опубликовано на сайте: 21 июня 2007 г. 22:26
Публикация в газете: №25 (648) от 21 июня 2007 г.

Незнание законов не освобождает от ответственности

Незнание законов не освобождает от ответственности

«Уж сколько раз твердили миру: нельзя обижать товарищества собственников жилья непомерным налогообложением – загнутся на корню. Вот и нас в очередной раз обидели в налоговой инспекции – отказали в возмещении налога на добавленную стоимость, несмотря на то, что наша организация непосредственно оказывает услуги населению по содержанию и ремонту общего имущества. Что посоветуете? Правление ТСЖ «На Балканах».

– Полагаем, что действия налоговой инспекции неправомерны, и советуем обжаловать их в арбитражном суде. Во всяком случае, повод для оптимизма относительно ваших судебных перспектив дает правовая позиция, высказанная Высшим Арбитражным судом РФ в постановлении от 13 марта 2007 г. по делу № 9593/06.

Его президиум не согласился с судом первой инстанции, отказавшим предприятию, оказывающему услуги в сфере ЖКХ, в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. При этом нижестоящая инстанция исходила из того, что у предприятия не было оснований для включения стоимости услуг по техническому и санитарному обслуживанию жилых домов, ремонту мест общего пользования в них в налоговую базу, облагаемую НДС, следовательно, не имелось оснований и к вычету сумм этого налога, уплаченных контрагентам.

Высший судебный орган, однако, отметил, что, согласно п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 01.01.2004 г., реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежит обложению НДС, так как Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений». Однако анализ норм Жилищного кодекса РФ позволил президиуму суда сделать вывод о том, что в налоговую базу, облагаемую НДС, не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Услуги же по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в нем подлежат обложению указанным налогом в соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.

В этом случае предприятие вправе на основании ст.ст. 171, 172, 176 Налогового кодекса РФ заявить о возмещении сумм НДС, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг). Таким образом, вывод налоговой инспекции об отсутствии у вашего ТСЖ права на возмещение НДС не основан на законодательстве.

Решение примете сами

«Как же все-таки должен определяться перечень общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме? К кому обращаться?
Е. И. Пивовар».

– Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Именно такой вывод можно сделать из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 6037-РМ/07, в котором содержится ответ на ваш вопрос.

Дело в том, что Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не ставят право принятия решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления домом в зависимость от определения состава их общего имущества. И до утверждения формы документа технического учета общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме такой учет не производится.

В соответствии с пунктом 1 Правил, состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определяется:
– собственниками помещений в многоквартирном доме – для выполнения обязанностей по содержанию общего имущества;
– федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации – для контроля за содержанием общего имущества в соответствии со статьей 20 ЖК РФ (например, государственными жилищными инспекциями субъектов РФ);
– органами местного самоуправления (в городах федерального значения – органами государственной власти указанных субъектов РФ) – для подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества вправе самостоятельно определять состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь статьей 36 ЖК Российской Федерации и пунктами 2–9 Правил.

Договор напрямую

«Могут ли граждане заключать договоры о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями?
Елена Маяцкая».

– Да, могут. Это следует из письма Минрегиона РФ от 20 марта 2007 г. № 4967-СК/07, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее – Правила). Там сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. На отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил.

Пунктом 7 Правил установлены специальные требования к определению границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственника жилого дома, а также к установлению размера платы собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета.

В связи с этим к отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования пункта 7 Правил.

Обслуживание внутридомовых инженерных систем в таком случае будут осуществлять лица, привлекаемые собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Все должно быть в рамках закона

«Предъявляет ли жилищное законодательство какие-либо требования к тем организациям, которые непосредственно предоставляют гражданам коммунальные услуги?
Михаил Рейер».

– Посмотрим пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В нем написано, что исполнителем коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом таким исполнителем (пункты 3 и 49 Правил) могут быть:
– управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
– товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
– иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация), – только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

И в этих же пунктах Правил подчеркнуто: ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг в тех случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом).

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а»–«г» пункта 49 Правил, обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. И если исполнитель нарушает договор, то от его услуг можно отказаться, расторгнув договор с ним. Возможно и обращение в суд.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, А. Андреянова, И. Павловская, К. Сафонова, В. Порубиновская, А. Маркова

Другие статьи на тему: Жилищное право

  • Власти против аварийности
    В России порядка 16 млн. кв.м. жилого фонда является аварийным. Из них около 10 млн. приходится на многоквартирные дома. Однако нередко так бывает, что здание, очевидно непригодное для проживания, официально к таковым не относится. Следовательно, не приходится мечтать о переселении из него в нормальные условия. Какие же усилия необходимо предпринять, чтобы признать жилье подлежащим сносу или реконструкции, и на что можно рассчитывать в таком случае?
  • Москва наступает
    Снесут ли ваш загородный дом или дачу чиновники при наступлении новой Москвы на бывшее Подмосковье, присоединенное к столице? Или вы получите компенсацию, которая не покроет и малой доли потерь? Что делать собственникам, чтобы не потерять свое кровное, как опереться на закон, который вас выручит?
  • Какой статус – такое и право
    Остался вдовцом с двумя детьми. В связи с этим теща продала свою квартиру в другом городе и приехала ко мне помогать воспитывать внуков. Я ее прописал на постоянное жительство, но теперь не знаю, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий и не вычеркнут ли меня при этом из очереди на жилье. Что можно сделать, чтобы ничего не потерять?
    Станислав Бережной
  • Если дом оказался вдруг...
    Зимой нередко вскрываются изъяны, допущенные при строительстве нового дома, на которые первоначально мало кто из новоселов обращает внимание.
  • Верни, я все прощу...
    Mуж с женой прожили вместе много лет, сейчас в разводе. Муж жил на жилплощади жены без «прописки» (квартира приватизирована). Все эти годы жена не работала, семью содержал муж, он же платил за коммунальные услуги, делал ремонт. Может ли муж претендовать на какую-либо компенсацию своих затрат?
    Александр Ереемев