Незнание законов не освобождает от ответственности
«Уж сколько раз твердили миру: нельзя обижать товарищества собственников жилья непомерным налогообложением – загнутся на корню. Вот и нас в очередной раз обидели в налоговой инспекции – отказали в возмещении налога на добавленную стоимость, несмотря на то, что наша организация непосредственно оказывает услуги населению по содержанию и ремонту общего имущества. Что посоветуете? Правление ТСЖ «На Балканах».
– Полагаем, что действия налоговой инспекции неправомерны, и советуем обжаловать их в арбитражном суде. Во всяком случае, повод для оптимизма относительно ваших судебных перспектив дает правовая позиция, высказанная Высшим Арбитражным судом РФ в постановлении от 13 марта 2007 г. по делу № 9593/06.
Его президиум не согласился с судом первой инстанции, отказавшим предприятию, оказывающему услуги в сфере ЖКХ, в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. При этом нижестоящая инстанция исходила из того, что у предприятия не было оснований для включения стоимости услуг по техническому и санитарному обслуживанию жилых домов, ремонту мест общего пользования в них в налоговую базу, облагаемую НДС, следовательно, не имелось оснований и к вычету сумм этого налога, уплаченных контрагентам.
Высший судебный орган, однако, отметил, что, согласно п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 01.01.2004 г., реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежит обложению НДС, так как Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений». Однако анализ норм Жилищного кодекса РФ позволил президиуму суда сделать вывод о том, что в налоговую базу, облагаемую НДС, не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Услуги же по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в нем подлежат обложению указанным налогом в соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
В этом случае предприятие вправе на основании ст.ст. 171, 172, 176 Налогового кодекса РФ заявить о возмещении сумм НДС, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг). Таким образом, вывод налоговой инспекции об отсутствии у вашего ТСЖ права на возмещение НДС не основан на законодательстве.
Решение примете сами
«Как же все-таки должен определяться перечень общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме? К кому обращаться?
Е. И. Пивовар».
– Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Именно такой вывод можно сделать из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 6037-РМ/07, в котором содержится ответ на ваш вопрос.
Дело в том, что Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не ставят право принятия решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления домом в зависимость от определения состава их общего имущества. И до утверждения формы документа технического учета общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме такой учет не производится.
В соответствии с пунктом 1 Правил, состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определяется:
– собственниками помещений в многоквартирном доме – для выполнения обязанностей по содержанию общего имущества;
– федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации – для контроля за содержанием общего имущества в соответствии со статьей 20 ЖК РФ (например, государственными жилищными инспекциями субъектов РФ);
– органами местного самоуправления (в городах федерального значения – органами государственной власти указанных субъектов РФ) – для подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества вправе самостоятельно определять состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь статьей 36 ЖК Российской Федерации и пунктами 2–9 Правил.
Договор напрямую
«Могут ли граждане заключать договоры о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями?
Елена Маяцкая».
– Да, могут. Это следует из письма Минрегиона РФ от 20 марта 2007 г. № 4967-СК/07, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее – Правила). Там сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. На отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил.
Пунктом 7 Правил установлены специальные требования к определению границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственника жилого дома, а также к установлению размера платы собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета.
В связи с этим к отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования пункта 7 Правил.
Обслуживание внутридомовых инженерных систем в таком случае будут осуществлять лица, привлекаемые собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Все должно быть в рамках закона
«Предъявляет ли жилищное законодательство какие-либо требования к тем организациям, которые непосредственно предоставляют гражданам коммунальные услуги?
Михаил Рейер».
– Посмотрим пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В нем написано, что исполнителем коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом таким исполнителем (пункты 3 и 49 Правил) могут быть:
– управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
– товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
– иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация), – только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
И в этих же пунктах Правил подчеркнуто: ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг в тех случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом).
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами «а»–«г» пункта 49 Правил, обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. И если исполнитель нарушает договор, то от его услуг можно отказаться, расторгнув договор с ним. Возможно и обращение в суд.