«Американская» помощь
Полтора месяца назад всеобщее внимание россиян привлекло заявление президента о необходимости выделить 250 млрд. рублей на капитальный ремонт жилья и расселение обитателей ветхих домов.
Принятый Госдумой в первом чтении закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ заметно поубавил восторгов относительно продекларированного Владимиром Путиным выделения государственных средств. Оказывается, это не безвозмездная помощь. Ее надо еще заслужить.
Итак, в конце апреля сверху поступило предложение выделить деньги. На минувшей неделе Госдума отреагировала на него проектом закона, в котором подробно расписано, кто, в какие сроки и по каким правилам будет их распределять. Ведущая роль в новой постановке отведена специально создаваемой государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Фонд). Эта некоммерческая организация (которая, впрочем, может извлекать доход от размещения временно свободных средств) будет рассматривать просьбы регионов о выделении им денег, принимать по ним решения, распределять финансы и контролировать их расходование. Пока документ окончательно не принят, поэтому не будем копаться в деталях. Остановимся на вещах принципиальных.
Прощаю всем, кому я должен
Как все хорошо начиналось – выделяем 250 млрд. рублей на ремонт и переселение. И как неинтересно кончилось – на условиях софинансирования. Хотя ничего неожиданного в использовании этого механизма нет. Уже на следующий день после выступления президента пошли разговоры о том, что деньги получат не все, а только те, кто готов и сам раскошелиться. Сегодня это модно. И во многом даже правильно. Но данный случай – особый.
Дело в том, что 60% выделенной суммы целевым образом предназначено для капитального ремонта. Но «президентские» деньги можно получить только при условии, что регион возьмет на себя обязательство войти «в долю» за счет средств своего бюджета, местных бюджетов и средств граждан! Соотношение долей будет определяться Фондом с каждым регионом отдельно, в зависимости от его финансовой обеспеченности. Но! Когда государство затевало кампанию по приватизации жилья, оно обещало за свой счет ликвидировать весь «недоремонт». Агитируя в то время людей стать собственниками, власть ни единым словом не обмолвилась, что потом они должны будут участвовать в «софинансировании». Теперь государство забывает о своих обязательствах, прощает всем, кому оно должно. Оно хочет отделаться суммой в 150 млрд. рублей, когда специалисты оценивают стоимость «недоремонта» в пределах 7–10 трлн. рублей. Почти в сто раз больше! При этом первый вице-премьер Дмитрий Медведев подчеркивает, что через пять лет Фонд ликвидируют в связи с тем, что проблема будет исчерпана.
Наши не продаются
В популярной карточной игре под названием «преферанс» есть понятие «американской» помощи. Для несведущих поясню: задача каждого участника – набрать оговоренное количество очков. Кто сделает это первым, дальше помогает своими очками другим игрокам. Но поддержка эта стоит хороших денег. Они-то и составляют выигрыш одного и проигрыш другого. Вот эту «помощь» на сленге преферансистов в советские времена иронично и назвали «американской». С чем-то похожим мы сталкиваемся в деятельности Фонда. Его помощь тоже очень дорого обойдется и регионам, и непосредственно гражданам.
Встречаясь с депутатами Госдумы за два дня до обсуждения закона, Дмитрий Медведев верно заметил, что тема реформирования ЖКХ – «самая провальная» и «сколько бы за нее ни брались, ничего не получалось». И впрямь, реформу ЖКХ не удается продвинуть ни путем естественного развития рыночных отношений, ни силой закона, ни административным нажимом. Теперь ее решили купить. Не в переносном, а в самом буквальном смысле слова. Цена товара определена в 250 млрд. рублей.
Дело в том, что в обмен на федеральную помощь от регионов требуют непременного исполнения двенадцати условий. Их список – это моральный кодекс строителя рыночной системы ЖКХ. Там в до предела сжатой форме изложена суть всей реформы. Если их выполнить, реформа, считай, завершена.
Только для примера, чтобы стало ясно: первым условием оговорено, что от 50% до 80% организаций коммунального комплекса в регионе должны быть коммерческими предприятиями, доля частного капитала в которых выше 75%. Точно так же следующее условие требует, чтобы управление многоквартирными домами было передано в руки частных компаний. И так далее.
Москва совершенно точно ничего не получит от Фонда, потому что не выполнит как минимум полтора условия. Половинка – это требование о проведении межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых многоквартирными домами. Известно, что правительство Москвы крайне осторожно относится к передаче земли в собственность владельцев квартир. Хотя когда и чем все закончится, утверждать трудно. Отсюда и половинка. А уж что столица не выполнит точно, так это требование о переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ. Не далее как три недели назад городские власти твердо, однозначно, с веским обоснованием объявили, что к 2012 году доля населения в платежах составит только 69,3%. То есть включаться в игру с Фондом Москве и пытаться не стоит.
Есть основания полагать, что и другие регионы не воспламенятся жарким желанием воспользоваться обещанной помощью. И не только потому, что у них нет денег на «софинансирование». Это только повод. Дмитрий Медведев не зря назвал сферу ЖКХ одной из самых коррумпированных. В ней за один только год вращаются суммы, на порядок превышающие пятилетнюю программу федеральной помощи. Вряд ли найдется много желающих за копейки продать курицу, несущую золотые яйца. С другой стороны, ряд положений закона заранее исходит из того, что далеко не все регионы станут участниками программы. Так что ничего зазорного в ее игнорировании не будет. Более того, прецедент провала государственной помощи по сходной схеме уже имеется: госгарантиями на развитие инженерной инфраструктуры под жилищное строительство не воспользовался ни один регион.
Все равно разворуют
Очень много речей уделено вопросу сохранности и целевого использования выделенных денег. Контролировать работу Фонда, в том числе расходование средств, будет наблюдательный совет. Состав его весьма представителен, однако работать в нем люди будут на общественных началах, собираться на заседания «не реже одного раза в квартал». Контроль будет вестись на основе отчетов органов исполнительной власти регионов. Что-что, а отчеты наши чиновники составлять умеют. Трудно представить, как в таких условиях проследить за каждой копейкой. Также трудно понять – если вчера воровали, то почему завтра перестанут. Хотя не исключено, что воровство не состоится по банальной причине игнорирования программы регионами.
Впрочем, возможно, что скепсис относительно закона не оправдается, что выделенные средства послужат решению обозначенных проблем. Но и тогда это произойдет лишь в малой степени. Денег на ремонт и расселение, как уже говорилось, надо в десятки раз больше. И даже если предположить, что они откуда-то появятся, то за пять лет ремонт не одолеть физически. Да и с расселением непросто. В этом смысле трудно понять, что имел в виду Дмитрий Медведев, когда говорил, что ценность данная работа будет иметь только в том случае, если у нее будет финал. Если что и можно за это время сделать реально, то, выражаясь словами первого вице-премьера, вдохнуть жизнь в реформирование ЖКХ. А после этого еще годы и годы эту жизнь надо будет налаживать.