Москва, Ярославль, далее везде
Необходимость выбора способа управления домом поставила всех участников жилищных отношений в сложную ситуацию. Для многих стало дилеммой – решать проблемы домов самостоятельно или вновь довериться чиновникам?
Органы местного самоуправления теперь обязаны создавать равные условия для управления многоквартирными домами. Управляющие организации ведут конкурентную борьбу с прежними обслуживающими муниципальными учреждениями (и, конечно, между собой) за объемы жилого фонда. Причем соперничество происходит в условиях отсутствия рынка жилищно-коммунальных услуг…
Декларируемая законом свобода создавать объединения граждан (а также право граждан принимать решения, связанные с выбором способа управления) на практике трудно реализуема. И не только по социальным, экономическим или юридическим причинам, но и из-за недостатка информированности.
Сегодня, к примеру, для инициативных групп граждан оказывается весьма непростым делом найти адекватную информационную и консультационную поддержку по жилищным вопросам. В свою очередь, реализация муниципальных программ поддержки жилищных институтов (ТОС, ТСЖ и пр.), по мнению представителей властей, испытывает трудности ввиду отсутствия жилищной культуры населения. Таким образом, возникает ситуация взаимного притязания, когда одни, не имея навыков, не могут принять на себя ответственность по управлению жильем, а другие не могут обеспечить должного развития инфраструктуры. Это находит подтверждение в различных исследованиях и социологических опросах населения.
Дают о себе знать отголоски прежней монополии муниципальных учреждений на управление жилищным фондом. Весьма непросто приходится органам местного самоуправления, которые должны обеспечивать качественные жилищные услуги и создавать условия конкуренции, с одной стороны. С другой, – они психологически не готовы доверить управление жилищным фондом новым коммерческим управляющим организациям. Причина понятна: хочется сохранить в своем распоряжении в прежнем объеме оборот средств за жилищно-коммунальные услуги. При этом доверие населения к другим, прежде всего к частным, компаниям также пока невелико ввиду неразвитой конкуренции на рынке управляющих организаций, роста тарифов и цен на услуги в ЖКХ, отсутствия проработанных договорных отношений…
Проект фонда «Создание сети школ жилищного просвещения» направлен на развитие демократических институтов и гражданского общества в современной России. Он ставит целью возрождения жилищной культуры с помощью развития сети модельных «Центров жилищного просвещения». В качестве адресов пилотного проекта выбраны Москва, Волгоград, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь и Ярославль.
В проекте будут задействованы жители, объединения собственников жилья, некоммерческие организации, работающие в области территориального самоуправления, местные власти и их профильные структуры, управляющие организации, эксплуатирующие организации, образовательные учреждения, подготавливающие специалистов по управлению жильем. Словом, все участники жилищных отношений.
В результате будет отработана жизнеспособная модель сети центров жилищного просвещения, в которую начнут вовлекаться и другие территории. Эта сеть станет площадкой для взаимодействия участников Российской Ассоциации собственников жилья и квартиросъемщиков.
Сайт сети школ жилищного просвещения: www.shgp.ru