Чтобы не «обчистили»…
Ну, что тут сложного – отдать вещь в химчистку? Принесли грязную дубленку или ковер, получили квитанцию, а спустя день-два не узнали своей вещи… Хорошо, если
изменения произошли в лучшую сторону.
Но чаще всего картина получается безрадостная: цвет изменился, кожа облезла, подкладка вздыбилась – в общем, все безнадежно испорчено. Кого-то на месте убедят, что «так и должно быть», «мы вас предупреждали», «виноват изготовитель». Кто-то попытается вернуть свои деньги – да не тут-то было. Как правильно вести себя, чтобы самому же не оказаться «крайним», расскажет адвокат Людмила Трифонова.
Что говорит закон
Чаще всего жалобы сводятся к тому, что после «химических процедур» совершенно новая вещь (одевали-то всего раз или два) превратилась в тряпку, на ней появились пятна и дыры. В общем, ее использование по прямому назначению становится невозможным. Если учесть, что в пятидесяти случаях из ста виной подобных метаморфоз все же является химчистка, к глухой обороне нужно готовиться не столько после, сколько до того, как произойдет непоправимое.
Отношения между химчистками и клиентами регулируются законодательством РФ «О защите прав потребителей», в частности, статьей 35, согласно которой исполнитель при приеме в работу вещи обязан предупредить клиента о ее доброкачественности, а также предоставить достоверную, своевременную и необходимую информацию о способах выполнения данной услуги. К тому же с момента приема вещи химчистка несет ответственность за ее хранение и за все неприятности, которые с ней могут произойти.
Например, если вашу вещь потеряли или испортили, химчистка в добровольном порядке должна в трехдневный срок заменить ее на аналогичную или возместить двукратную стоимость. Об этом мало кто знает, и если доходит дело до полюбовного решения вопроса, многие потерпевшие с радостью соглашаются на номинал. Но подумайте: когда речь идет о норковых шубах, из-за «незнания» своих прав можно потерять приличную сумму.
Также в рамках, установленных законодательством, исполнитель несет ответственность и за сроки выполнения услуги, которые отражаются в квитанции. В случае просрочки химчистка обязана выплатить потребителю неустойку в размере 3% стоимости оказанной услуги за каждый день просрочки, но не свыше общей цены, которая отражена в квитанции.
Пятна должны быть видны всем
На что следует обратить внимание, отдавая вещь приемщице? Во-первых, внимательно изучите квитанцию. Она должна быть заполнена разборчивым почерком. В ней должно быть указано, что за вещь, собственно, вы отдали, какие в ней имеются недостатки – пятна, засаленность, – разумеется, если они есть. Вы их не видите, а приемщица их указывает (бывают такие фантазерки). Требуйте либо не вписывать несуществующие недостатки в квитанцию, либо ткнуть в них пальцем, чтобы и вам стало видно.
От ярлыка ни на шаг
Обращайте внимание на имеющиеся ярлыки на одежде – именно в соответствии с ними и должны чистить вашу вещь, а не заниматься самодеятельностью. Поэтому не отрезайте их сразу после покупки. Ведь если информационных ярлыков нет, а вы настоите на приеме вещи в химчистку, все «мутации» после нее работники заведения с легким сердцем спишут на ваш счет. Хотя, если приемщица забыла указать факт отсутствия информации о способах чистки на изделии и не предупредила, что последствия могут быть непредсказуемыми, можно попробовать «качать» свои права.
Но лучше не надеяться на чью-то забывчивость, а сразу попросить отдать «спорную» вещь на консультацию технологу химчистки. При этом в квитанции обязательно должно быть отражено, что вещь принята для проведения консультаций с технологом по способу и возможности проведения химчистки данного изделия.
Если резолюция специалиста окажется положительной и он подтвердит, что вещь можно принять в чистку, пусть сделает это письменно. Тогда, если все же он ошибся и вещь окажется испорченной, основанием для претензий к химчистке послужит письменное подтверждение на ее бланке с подписью технолога и печатью организации. В дальнейшем именно эта бумажка станет гарантом возмещения ущерба и веским аргументом для суда.
Претензии уместны
Если худшее произошло и вы, мягко говоря, недовольны качеством услуги, во-первых, откажитесь от получения вещи. Во-вторых, вручите (либо отправьте по почте – обязательно с уведомлением) письменную претензию на имя директора этого заведения, составленную в двух экземплярах. В ней укажите ваши претензии и требования по существу претензии, соответствующие законодательству (см. выше). Если в указанный срок конфликт не будет разрешен, можете обратиться за защитой своих прав в суд. Причем, если суммарная цена иска не превысит 50 тысяч рублей, дело будет рассматривать мировой судья, а значит, процедура должна завершиться довольно быстро. Если больше – нужно обращаться в районный суд и, возможно, ожидать правосудия Фемиды довольно долго.
Кто найдет виноватого?
Зачастую стоит вопрос о правомерности предъявленных требований. Почему произошло то, что произошло, и кто в этом виноват, – ответить может только полноценная экспертиза. Если будет установлено, что вещь приобрела непотребный вид в результате неправильного применения реагентов при проведении чистки, то ответственность несет фабрика – химчистка. Если же эксперт подтвердит, что исполнитель не отступил от технологии ни на шаг, использовал нужные реагенты и способы обработки, а вещь приобрела унылый вид по причине некачественного материала или пошива изделия, то все претензии могут быть переадресованы продавцу или производителю данного изделия. Правда, при условии соблюдения двухгодичного гарантийного срока.