Если меня нет дома… или как сэкономить на своем отсутствии?
Тема сегодняшнего выпуска «Справочного бюро» – перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг за время отсутствия жильцов дома. Она «навеяна» в первую очередь открывшимся дачным сезоном и временем отпусков. Когда никого нет дома – замирают счетчики, пересыхают краны. А коль воду не льете, свет и газ не жжете, то зачем же за них платить? Каков порядок такого перерасчета?
1. Деньги – назад!
Достаточно и пяти дней
Порядок перерасчета платы за отдельные виды ЖКУ за период временного отсутствия потребителей в занимаемом ими жилом помещении описан в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммнальных услуг гражданам».
Этому посвящена шестая глава Правил.
В Правилах сказано, что если жилец отсутствовал более пяти полных календарных дней подряд (день отъезда и день приезда не учитываются), по возвращении он вправе требовать перерасчета. Разумеется, в том случае, если в квартире нет приборов учета.
За перерасчетом нужно обратиться с письменным заявлением в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) своего района.
Попробуй, докажи
К заявлению надо приложить документ, подтверждающий факт вашего отсутствия и его продолжительность. А также отсутствие проживающих вместе с вами домочадцев, «прописанных» на данной «территории».
Такими документами, подтверждающими временное отсутствие потребителя, могут служить:
- копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
- справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
- справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
- иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
Например, если вы отдыхали и лечились в санатории, возьмите справку, в которой указан срок действия путевки. Если вы вернулись из загранпоездки, предъявите туристический ваучер или проездные билеты. Учтите, что все справки иностранных государств должны быть переведены на русский язык и заверены.
Эти документы должны содержать ваши личные данные, информацию о периоде вашего отсутствия, реквизиты организации, выдавшей документы (официальная печать, где и кем выданы и подписи должностных лиц).
Внимание!
Если сотрудники ЕИРЦ усомнятся в подлинности представленных документов, они вправе снимать с них копии, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений и даже направить официальные запросы на место вашего временного пребывания.
Что пересчитают?
Если с доказательными документами порядок, в течение пяти дней вернувшемуся домой «путешественнику» должны сделать перерасчет платы за:
- холодное и горячее водоснабжение,
- водоотведение,
- электроснабжение,
- газоснабжение.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя. В следующем месяце к вам придет платежка, в которой отразятся результаты перерасчета размера платы.
Но:
за телефон (кроме повременной оплаты), за вывоз мусора и уборку лестниц, за отопление, электроэнергию (например, работает холодильник) заплатить придется.
Не пропустите срок – месяц!
Заявление с просьбой пересчитать коммунальные платежи в связи с вашим временным отсутствием должно быть подано в течение месяца после вашего возвращения. Пропустите срок – ЕИРЦ имеет право отказать в перерасчете. И доказать, что вы действительно были в отъезде, будет довольно сложно.
В случае несогласия с принятым решением, т.е. с отказом в перерасчете, вы вправе взять письменный отказ и обжаловать его в суде, указав причины, почему в течение месяца не могли подать заявление о перерасчете.
Отказ в проведении перерасчета вы можете оспорить в судебном порядке со ссылкой на постановление правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Из деревни от бабушки
Часто возникает такой вопрос: как документально подтвердить нахождение на тех же самых пресловутых дачах, куда москвичи добираются на автомобилях или электричках, а, следовательно, не могут представить копии проездных документов. Или – на летние месяцы многие перебираются на место жительства в деревню. Как подтвердить временное отсутствие и получить перерасчет?
Комментарий советника генерального директора ГУП «МосгорЕИАЦ» Ильи Рыбальченко:
– Жители столицы по окончании периода своего отсутствия привозят нам справки. Если кто-то ездил на курорт, у него есть именные билеты, и мы, конечно, их примем. Мы даже примем штамп пограничников в загранпаспорте, подтверждающий, что гражданин пересек границу. Но если в мае принесут неименной билет на электричку и скажут, что некая бабушка уехала на дачу, а в сентябре вручат такой же, что вернулась, мы этот вопрос рассматривать не будем. В таком случае нужна справка из садового товарищества или поселкового совета. Если человек там оплачивает воду, то почему он должен и здесь платить?
«Деревенским», которые подолгу живут за пределами МКАД, желательно запастись справками из органа внутренних дел о временной регистрации по месту временного пребывания.
2. Деньги – вперед!
Напомним: оплата жилищно-коммунальных услуг должна производиться ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Для тех, кто не хочет оказаться в списке должников и числиться в нарушителях-неплательщиках, перед отъездом на длительное время советуем рассчитаться вперед за все время отсутствия.
Для этого нужно в ЕИРЦ своего района получить авансовый единый платежный документ (ЕПД). Это можно сделать и по телефону. В тех домах, где установлены коллективные (домовые) приборы учета водопотребления, авансовый ЕПД рассчитывается, исходя из средних показаний счетчиков за предыдущие три месяца.
В конце весны окружные и районные ЕИРЦ рассылают жителям авансовые ЕПД за май, июнь, июль и август. Оплата их не обязательна. Это сделано, в первую очередь, для удобства тех, кто действительно в это время будет отсутствовать по месту постоянного проживания.
Кстати, авансовые ЕПД можно взять с собой на отдых в Подмосковье и при случае оплатить их в местном отделении Сбербанка.
По возвращении домой все отсутствующие по уважительной причине могут обратиться в ЕИРЦ, и им пересчитают платежи за коммунальные услуги, которыми они не пользовались.
Полезные адреса и телефоны
С вопросами по оплате жилищно-коммунальных услуг можно обращаться, прежде всего, в расчетный центр своего района по телефону и адресу, указанным в платежке. Кроме того, в каждом округе работают расчетные центры:
ЦАО – ул. 2-я Фрунзенская, 7, тел. 609-12-24, 609-13-17.
САО – Дмитровское ш., 51, корп. 1, тел. 482-67-97, 482-29-85.
СВАО – Алтуфьевское ш., 56А, тел. 411-56-51.
ВАО – Колодезный пер., 14/23, стр. 1, тел. 8-499-748-00-64(65).
ЮВАО – ул. Трофимова, 15, тел. 657-86-91, 657-90-97.
ЮАО – Варшавское ш., 74, корп. 3, тел. 794-57-01, 723-14-37.
ЮЗАО – ул. Миклухо-Маклая, 44, тел. 335-30-31, 335-34-12.
ЗАО – ул. Кубинка, 14, тел. 446-27-21, 8-499-792-10-12.
СЗАО – ул. Б. Набережная, 19, тел. 491-18-10.
Зеленоград – корп. 606А, тел. 530-51-01.
ГУП ЭВАЖД – ул. 2-я Бородинская, 17/5, тел. 8-499-243-08-27.
«Жилищник-1» – ул. Б. Спасоглинищевский пер., 3, строение 8, тел. 411-60-75.
Телефон горячей линии «МосгорЕИАЦ»: (495) 961-33-28