Утопия на косогоре
Цивилизация нас душит. Любовь к комфорту заставляет часами простаивать на загазованных магистралях, бормоча сквозь зубы: «И откуда вас столько развелось?». Но, как говорится, что выросло, то выросло. И совершенно очевидно, что количество автомобилей на душу населения будет лишь увеличиваться.
По статистике, в Юго-Западном округе на 440 000 квартир приходится 380 000 единиц личного автотранспорта. Только плоскостные боксовые гаражи занимают территорию в 310 гектаров. Попробуйте закрыть глаза и представить это море железа на колесах – американский триллер! «Жигули», «тойоты», «джипы» и прочие – под крышами, тентами, за оградами автостоянок. Не считая припаркованных бог весть как: во дворах, у подъездов и детских площадок, на газонах…
Учитывая значимость проблемы, тема эта была рассмотрена первым вопросом на общественном совете по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика округа, возглавляемом префектом Алексеем Челышевым.
Эксперимент в Ясеневе
При поддержке префектуры НИиПИ Генплана Москвы решил провести эксперимент и на примере одного из районов Юго-Запада – Ясенева – показать, сколько земли может быть высвобождено при новом подходе к размещению объектов гаражного строительства, а также самого автотранспорта. И как сделать, чтобы весь он хранился организованно. Ведь, если снова обратиться к статистике, выяснится, что 5% личного транспорта в районе хранится в капитальных гаражах, 21% – в «ракушках», 48% – на плоскостных автостоянках и 26% – попросту во дворах. Из этого количества соответствует всем нормативам хранения только 33% автотранспорта.
Ясенево было взято как типичный спальный, сложившийся район, в котором не предусмотрена реконструкция. Кроме того, разработчикам приглянулся рельеф местности, богатый косогорами и перепадами высот. Оказывается, в эти природные выпуклости и впадины прекрасно вписываются мини-гаражи.
– Мы посмотрели все возможные места для гаражей, в первую очередь плоскостные автостоянки, – рассказывает заведующий отделом организации дорожного движения НИиПИ Генплана Игорь Бахирев. – Всего получили около 68 участков, пригодных для тех или иных видов хранения машин.
Направили проект по инстанциям: в Роспотребнадзор (СЭС), департаменты природопользования и землепользования, префектуру, управу, муниципалитет… Получили заключения, согласования. Отбросили объекты, по которым были существенные замечания. Остались 53 участка, где можно расположить те или иные «хранилища» автотранспорта – от капитальных специализированных строений, механизированных многоуровневых паркингов (они пристраиваются к торцу здания) до мини-боксов, как раз тех самых, что можно «встроить» в косогор. Естественно, были предусмотрены и места для плоскостных автостоянок.
– Надо расширять проезды, строить «карманы», – считает Игорь Бахирев. – Кажется, что делаться это будет за счет зелени, но зелени уже нет – одни машины.
Паркинги на «волне»
Кроме того, специалисты предложили «паркинги двойного использования». Например, машино-места, обустроенные в торговом центре и предназначенные для его посетителей, на ночь сдавать в аренду жителям. По утверждению разработчиков, в Европе так уже давно делают.
Последнее предложение, правда, послужило поводом для сомнений:
– А существует ли в Москве такая практика в торговых центрах? – поинтересовался глава управы района Ясенево Юрий Никитенко. – Вдруг человек не заберет с утра машину, что тогда?
Но идея, не исповедуя глобализм, по-хозяйски использовать каждый метр площади и организовать 100-процентное хранение транспорта показалась достойной внимания всем собравшимся в префектуре для обсуждения проекта. Особенно соблазнительным стало обещание разработчиков освободить таким образом только в одном районе 50 гектаров земли.
– Это утопия! – не выдержал кто-то.
– Да, слишком оптимистично, – заметил префект, – но даже если освободится 25 гектаров, тоже неплохо. Ведь эту землю можно будет использовать под детские и спортивные площадки, засадить зеленью, по которой так тоскуют горожане, ездящие на «железных конях».
Решили, что действовать нужно оперативно, внести замечания и уточнения, и проект в качестве новой концепции на примере Ясенева вынести на общественный градостроительный совет при мэре. Строительство гаражей и паркингов вести, как при реконструкции пятиэтажных кварталов, «волновым» методом. Нашлась и стартовая площадка – на Голубинской улице.