Кому я должен, всех прощаю…
Большинство жителей, получив платежку, спешат в сберкассу. Вовремя заплатил – и голова не болит! При этом мало кто задумывается о том, должен ли за квартиру сосед. И зря.
Фокусы и жалобы
Не поленитесь, проштудируйте постановление правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. В утвержденных им Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме значится, что в плату за это самое содержание и ремонт жилого помещения входят, помимо прочего, расходы… на истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. (Этой проблеме, напомним, была посвящена статья Анатолия Хохлова в предыдущем номере «КР».) Иначе говоря, из-за нерадивых соседей рано или поздно пострадают добропорядочные граждане. Пока же серьезные убытки несут ресурсоснабжающие организации. Как «разрулить» ситуацию? Разобраться в этом нам поможет начальник отделения сбыта № 7 по Юго-Западному округу столицы ОАО «МОЭК» Владимир Яковлев.
Итак, отчего люди не платят?
Бывает, должниками становятся случайно. Выставляют жильцу долг, а он – ни сном, ни духом. И квитанции все при нем. По договорам с МОЭК управляющие компании должны в начале каждого месяца представлять в отдел сбыта сведения о расходе горячей воды по каждому дому. Данные берутся согласно показаниям приборов учета, которыми, кстати, к началу 2007 года был оборудован весь жилищный фонд Юго-Запада. Тепловики их проверяют, смотрят, нет ли подозрительных скачков потребления, и, завизировав, направляют в ЕИРЦ. Там и начисляют плату жителям.
Вроде бы межведомственная цепочка выстроена. Но… от управляющих компаний сведения поступают примерно на 70 процентов домов. В остальных случаях ДЕЗ производит расчет по максимальным тепловым нагрузкам, без учета показаний общедомовых приборов потребления. ЕИРЦ вынуждены больше начислять, а жители – больше платить. Еще один ДЕЗовский фокус – передавать сведения в единые информационно-расчетные центры без согласования с МОЭК. Отсюда – жалобы граждан. В большинстве случаев вполне обоснованные.
Окна настежь – цены вверх
А как вам такой аргумент должников: слишком дорого, потому и не платим? Взять, к примеру, систему расчетов за тепло. Сейчас по решению правительства Москвы как раз проходит эксперимент. Весь экспериментальный период – с 1 ноября 2006-го по 1 ноября 2007-го – жители платят по тарифам. Одновременно сведения по домам, в которых установлены общие счетчики тепла, накапливаются в ЕИРЦ. К концу этого срока жителям сделают перерасчет за год. В этом суть эксперимента: посмотреть, как выгоднее платить – по счетчикам или тарифам. В зависимости от результатов последует и решение столичных властей.
Бытует мнение, будто счетчик – «враг» ресурсоснабжающей организации. «Содрать» побольше не дает. Но у Владимира Яковлева на сей счет свое мнение:
– Мы сколько подали горячей воды и тепла на вводе в дом, за столько и счет выставим. Внутридомовые резервы – забота управляющей компании. Установка теплосчетчиков не снижает потребление энергии, а лишь учитывает ее. В то же время стимулирует экономию. Пока в этом больше заинтересованы предприятия. Едва на улице потеплело, как к нам в массовом порядке пошли просьбы об отключении тепла.
Когда все потребители будут вести полноценный учет, проводить энергосберегающие мероприятия, тогда и мы сможем анализировать потребление. К примеру, в ЮЗАО на улице Бутлерова находятся два одинаковых типовых дома ЖСК. У одного счет оказался больше. Пришли разбираться председатели обоих кооперативов. Наши сотрудники выехали на место. И что же? В одном доме в подъездах ветер свищет, в другом – ни щели. Вот и разница в счетах – 10–12 процентов. Реального снижения можно достичь, если оборудовать тепловые пункты зданий системами автоматического регулирования подачи тепла на отопление с одновременной установкой общедомовых теплосчетчиков.
Агент для «трудного» клиента
– В задолжниках у нас числятся 611 предприятий ЮЗАО. И сумма за ними немалая – 89 млн. рублей. Но это ничто по сравнению с долгами населения – 410 млн. рублей! До суда «докатились» 52 442 жителя округа.
И тут В. Яковлев представил молодого человека, скромно слушающего наш разговор:
– Знакомьтесь, Дмитрий Васильев. Первый заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнергосервис». Эта фирма – наш агент.
– Сами не справляетесь?
– Не то, чтобы собственных сил у МОЭКа не хватало для борьбы с должниками. Проще привлечь юристов-профессионалов, которые возьмут на себя «трудных клиентов». Что тепловики и сделали. Цена вопроса – процент от взысканных сумм. Сейчас «в работе» те, кто должен с мая прошлого года.
Конечно, если должник признает за собой долг, ему предоставят рассрочку. Когда же «джентльменский набор» исчерпан, МОЭК отключает потребителя от горячей воды. Делается это лишь после того, как будет принято решение комиссии МОЭК по ограничению и прекращению теплоснабжения. За нынешний отопительный сезон таким образом наказали 51 предприятие. До сих пор десять из них так и не погасили долг, остаются без горячей воды.
Надо сказать, карательные меры применимы не для всех потребителей. Табу наложено на федеральные ведомства, бюджетные городские организации социальной направленности и… жилье. Сколько бы ни задолжал человек, отключив его квартиру, оставишь без горячей воды весь подъезд. Ставить «индивидуальную» перемычку – время и деньги. Хотя этот рычаг – более эффективная мера, чем хождение по судам.
Не могут оставить без воды дом, зато управу или ДЕЗ района, в котором он находится, – запросто. Такие случаи были.
Сейчас выиграны иски на 26 юридических лиц и на 13 489 физических. Бывало, в дело вступали судебные приставы. На улице остановили и конфисковали автомобиль, принадлежащий должнику. На следующий день он прибежал в МОЭК с квитанцией.
Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.