23:30:44
11 апреля 2021 г.

Господа-«товарищи», внимание: дубль два!

ЖКХЕще лет 6–7 назад на вопрос «Что такое товарищество собственников жилья?» почти 90 процентов москвичей отвечали, что не знают. Сейчас отношение другое: знают (в основном) – и боятся. Не попасть бы в дом, где оно создано… Отчего же так? Переломить ситуацию с товариществами и призвана новая Комплексная программа по их развитию на 2007–2009 годы, проект которой разработан в Департаменте жилищной политики. Мы попросили рассказать о ней ее ведущего автора, руководителя управления департамента Виталия Акимкина.

Много это или мало?

В Москве сейчас 1800 ТСЖ. Цифра, казалось бы, не так уж и велика. Но как посмотреть? Некоторое время назад наш департамент провел на эту тему специальное исследование. Но прежде отметили факторы, благоприятствующие их созданию: более высокий – по сравнению со средним – уровень доходов жильцов, более молодой возрастной ценз (значит, более мобильные, активные люди), удачное месторасположение дома (что связано с возможностью размещения на нем рекламы, сдачи нежилых помещений). И тогда останется только 11 тыс. зданий. Какой процент по отношению к ним занимают существующие товарищества? 15. А это уже что-то…

Тем не менее, и эта цифра сейчас нас не устраивает. На недавней встрече (а также в ряде выступлений) мэр столицы Юрий Лужков назвал товарищества «основной формой управления многоквартирными домами». Сразу возникает вопрос: а готовы ли к этому сами граждане? Социологические опросы, проведенные некоторое время назад, дали впечатляющие результаты: поучаствовать в управлении своим домом согласились 5–8 процентов жильцов. Пять лет назад эта цифра равнялась 2 процентам. Кстати, за рубежом такое желание высказывает и вовсе один процент. Что и понятно. У них крыши не текут, батареи зимой теплые, а что такое безжалостные атаки комаров, которые из сырых подвалов залетают во все квартиры, они могут увидеть только в кошмарном сне.

Так вот, именно все ухудшающееся состояние домов, неэффективное ведение домового хозяйства подтолкнуло активность жильцов. С каждым годом людей, неравнодушных к условиям проживания, стремящихся что-то изменить в нем, становится все больше. Вот только вопрос: а что они могут сделать? При существующем положении вещей – несовершенной нормативно-правовой базе, негативном отношении к ТСЖ ряда городских ведомств – их возможности весьма ограничены.

И вот проект новой программы. Стоит напомнить, что первая подобная программа появилась в 2000 году. Новый проект не просто реанимирует старые положения, так и оставшиеся на бумаге, но и предлагает принципиально новые пути развития ТСЖ.

Обречены на выживание

Скажем о главных препонах, которые встают перед нынешними объединениями собственников. Трудности начинаются уже на стадии создания ТСЖ. Жильцы сталкиваются с тем, что нет описания общего имущества в домах, – а как без него принять дом на свой баланс, заключать договоры с управляющими организациями? Такое описание утверждено лишь для 4 тыс. многоквартирных домов. Отсутствуют границы земельных участков, без чего бессмысленно начинать разговор (будем откровенны – не разговор, а борьбу!) за право владеть принадлежащей собственникам территорией. Необыкновенно усложнена процедура регистрации ТСЖ в соответствующих органах. Только один пример: Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве требует от жильцов подлинники правоустанавливающих документов на их собственность. Трудно представить себе, чтобы человек расстался с таким важным документом, как свидетельство о собственности на жилье, отдал его в чужие руки. Разве недостаточно копии, заверенной нотариусом?

Но вот, наконец, дом передается в управление. Выясняется, что нет технической документации (иногда есть, но дирекция просто отказывается предоставить ее жильцам), МОЭК и Мосводоканал предъявляют к ТСЖ завышенные финансовые требования. Собственники сталкиваются с тем, что вообще отсутствует типовая методика составления хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) по эксплуатации земельно-имущественного комплекса в составе многоквартирного дома.

Дискриминация на каждом шагу. Стоит создать в доме ТСЖ, как уменьшаются дотации города на обслуживание, а то и прекращаются вовсе. Логика проста: взялись сами управлять, вот и платите из своего кармана. А то, что граждане перекладывают на себя часть забот, снимая их с города, это во внимание не принимается. Товарищества почему-то считаются «коммерческими организациями», а значит, им повышают – и порой в десятки раз! – ставки за услуги коммунальных организаций: диспетчерских, аварийных служб.

У кого искать защиту?

О взаимоотношениях объединений жильцов с органами местной власти. Ведь именно туда в первую очередь обращаются жильцы с просьбой о помощи. И… не находят ее.

Вот незаконное повышение тарифов для ТСЖ, о чем уже шла речь. Приходят в управу – почему допускаете такое? Но там разводят руками: «Так повышают цены самостоятельные хозяйствующие субъекты, мы над ними не властны». По меньшей мере – странный ответ. А кто привлекал их, объявлял среди них конкурс, выбирал лучших? Разве нельзя было записать в его условиях: «Все дома обслуживаются по одним и тем же расценкам»? Но не записали, и, кстати, не потому, что забыли. Просто товарищества чужие для управы. Не нужны они им.

Помню время, когда не редкостью было и весьма настороженное отношение некоторых префектов к ТСЖ. Не хочу называть фамилию, но вот характерный разговор с одним из них: «Товарищества? Это что же, новые хозяева в округе? Им надо передать часть муниципального фонда? Отнять собственность у города? Никогда на это не пойду». Теперь он думает иначе. Столкнулся с тем, что ценен не просто жилищный фонд, а ухоженный, сохраненный.

Характерный пример – капитальный ремонт жилых строений. Понятно, что деньги на него должны выделяться независимо от того, есть ли в доме ТСЖ или дом находится на балансе ДЕЗа. А на деле? Товарищества чаще всего лишают городской помощи.

Раз ступенька, два ступенька

В основе новой программы лежит принцип: ТСЖ должно получать денежные средства на расчетный счет и контролировать расходы по содержанию и ремонту домов. Из просителей товарищества должны стать равноправным субъектом жилищно-хозяйственных отношений в городе. И дотация должна быть не в урезанном размере, а в объеме, отражающем фактические затраты товарищества.

Вот лишь некоторые направления необходимой работы.

Надо внести изменения в федеральные и городские законы, регулирующие вопросы, связанные с общей долевой собственностью граждан. Не терпят отлагательства поправки в налоговое законодательство, исключающие взимание с ТСЖ налога на прибыль и НДС и, уж конечно, освобождающие от поборов накопления товарищества на капитальный ремонт. Требуется подготовить нормативные акты, определяющие состав общего имущества, порядок передачи домов в управление ТСЖ. Разработать примерный устав ТСЖ, а также договор между товариществом и управляющей организацией. Предложить такие же типовые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

ТСЖ должны участвовать в городских программах: «Мой двор – мой подъезд», в конкурсах, определяющих компании, занятые аварийно-восстановительными работами в домах. И, естественно, их мнение должно учитываться при определении тарифов на указанные услуги.

При составлении титульных списков на капремонт именно ТСЖ должны иметь приоритет. Ясно ведь: в домах, где они созданы, затраты бюджета города будут наиболее эффективны, жильцы лучше сохранят сделанное для них.

Общее долевое имущество – это безусловная собственность собственников жилья, и как таковая она не подлежит отчуждению и должна находиться в управлении ТСЖ. В связи с этим предлагается разработать систему мер по возврату незаконно отчужденных помещений в домах ТСЖ, а если такой возможности нет – компенсировать товариществам их утрату. Как? Ну хотя бы провести там капитальный ремонт. Предоставлять нежилые помещения ТСЖ можно, в том числе и за счет перевода квартир первых этажей в нежилой фонд.

Общее долевое имущество – это не только подвалы и технические помещения, где располагается инженерное оборудование, но и стены, и крыша дома. И из них можно извлечь прибыль, увеличить бюджет ТСЖ – располагая там рекламу или телекоммуникационное оборудование. Однако в настоящее время деньги за это идут самым разным организациям, только не товариществам.

Что касается новых домов, то нежилые помещения должны быть предусмотрены уже в инвестиционном контракте. Создается проект будущего дома, и вот на этой стадии – а не тогда, когда роется котлован! – ищут для него покупателей. Их заранее извещают, что в доме формируется комплекс недвижимого имущества, которым они будут владеть. Хотите придомовой магазин? Пожалуйста. Салон красоты? К вашим услугам. Бассейн? Нет вопросов.

За все это люди, понятно, заплатят, но в дальнейшем постараются окупить свои расходы. Как? Это вопрос к самим жильцам или к управляющей компании, которую они пригласят.

…Жилищное самоуправление – а ТСЖ наивысшая и наиболее эффективная его форма, – находится в стадии становления. Не надо искусственно их насаждать – ничего хорошего это не даст. Но и мешать собственникам, задумавшим объединиться, не следует. Надо им помогать. В этом и есть главный смысл проекта подготовленной нами программы.

Илья Громов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация