Консервы из проблем с дольщиками
Складывается ощущение, что ситуация с обманутыми дольщиками надежно консервируется в ее нынешнем состоянии. В том смысле, что те пострадавшие, кому жилье твердо пообещали достроить, как в Москве, рано или поздно квартиры получат. А шансы остальных практически равны нулю.
Это стало особенно зримо в ходе представительного «круглого стола» по проблемам дольщиков, организованного Ассоциацией строителей России. В центре обсуждения были два вопроса: как помочь оставшимся без жилья, как не допустить обмана в будущем.
Намного сложнее положение с уже обманутыми людьми. Все покровы с таинственных способов оказать помощь безболезненно для местных бюджетов скинуты. Оказалось, что таковых не существует в природе. Так или иначе, но завершение строительства надо оплачивать. Другое дело, что заплатить можно или живыми деньгами, или бесплатным предоставлением участка под коммерческую застройку, или снятием обременений с ранее выделенных участков, или другими суррогатами денег, но в любом случае это – деньги.
Цена проблемы обманутых дольщиков обнажилась в Нижегородской области. Там проблему решили единым махом: выставили на аукцион ряд земельных участков, а вырученные от продажи деньги направили на обеспечение жильем пострадавших. На 448 дольщиков общие затраты составили 1,2 млрд. рублей. Это, правда, с запасом, в расчете, что кого-то не учли. Лишнее пойдет на расселение ветхого фонда. Если распространить эти соотношения на всю страну, то потребуется порядка 350 млрд. рублей.
Именно в деньгах вся закавыка. Нет никакого механизма, обязывающего местные власти профинансировать жилье для пострадавших. Есть, правда, указание президента помочь, но не сказано, чем и как. Во всяком случае, ясной и однозначной команды сверху выделить деньги не поступало и вряд ли она появится. И напротив, есть законные препятствия оказанию помощи: деньги надо проводить через бюджет, участки – через аукцион. Сделать это не просто. По заявлению одного из законодателей, если и можно помочь, то лишь отдельным категориям обманутых. В случае двойных-тройных продаж перед людьми вообще остается только извиниться. И никакими законодательными изменениями в отношении обманутых даже не пахнет. Ни одна рабочая комиссия не обещает скорого результата.
По сути, когда отдельные руководители на местах взяли обязательство решить проблему дольщиков – это был их добровольный выбор. Сделавшие иной выбор полагают, что сделать ничего не могут. А вновь избранные (или назначенные) руководители вообще заявляют, что они тут ни сном, ни духом и не понимают, с какой стати должны расхлебывать чужую кашу. Но дело даже не в том, почему сделан тот или другой выбор. Для дольщиков важнее, что выбор уже в прошлом, он сделан, и не видно, что он может быть изменен.
Более того – чем дальше, тем позиция пострадавших со стороны выглядит все хуже, а голоса противников все громче. Вот и на «круглом столе» вскользь прозвучала мысль, что помощь дольщикам – это провоцирующий прецедент на будущее. Моя коллега-журналистка поинтересовалась у министра жилищной политики Нижегородской области Виталия Крючкова, не правильнее ли уйму денег, выделенных на строительство жилья для дольщиков, направить в помощь молодым семьям-очередникам, нуждающимся в жилье ничуть не меньше? На что министр ответил, что это вещи не связанные, финансовая поддержка молодых семей ведется в рамках иных программ.
Наконец, у самих застройщиков, взявшихся довести дела менее удачливых коллег до ума, энтузиазма убавляется. Как поделился представитель одной из таких компаний, рентабельность новых контрактов минимальна, качество ранее выполненных работ на объектах вынуждает к переделкам, финансовая документация в беспорядке, а когда компания под расписку предупредила дольщиков об ответственности за предоставление недостоверной информации по оплате договоров, то каждый шестой развернулся и ушел.
Впрочем, положение дольщиков хоть и очень сложное, но не безнадежное. Впереди выборы. А дольщики – это не просто обманутые граждане и их близкие родственники. Это еще и чей-то электорат.
Сергей Домнин
КСТАТИ
Ассоциация строителей России со ссылкой на ВЦИОМ сообщает: большинство россиян считают, что государство должно компенсировать обманутым дольщикам их потери, обеспечив их жильем (35%) либо выплатив денежную компенсацию в размере сделанных дольщиками вложений (31%). Точки зрения, что дольщики должны сами требовать через суд компенсации у строительных компаний, придерживаются 26% опрошенных.