«Подмосковье» – это город под землей
Идея масштабного освоения подземного пространства Москвы вызвала у жителей города много вопросов. По просьбе читателей расскажем о строительстве объектов в недрах столицы более подробно.
Копнем вглубь
Освоение подземного пространства столицы предполагает не только локальное подземное строительство отдельных объектов, но и комплексное – то есть освоение всех подземных территорий города. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, планируется освоить 80 процентов подземных резервов столицы. (В настоящее время активно используется менее 10 процентов московских подземелий.) Подземное строительство различного назначения предлагается вести во всех районах города.
Под городом появятся дополнительная дорожно-транспортная сеть, многочисленные тоннели, паркинги и гаражи, службы автосервиса, всевозможные хранилища, торговые комплексы, спортивные, развлекательные центры, здесь «спрячутся» объекты инженерной инфраструктуры.
Разрабатывать конкретные проекты будут по принципу «обоснованного районирования» – то есть что и где можно строить. Теперь уже под землей и с учетом состояния, характеристики грунтов, наличия высотных объектов на поверхности и особо охраняемых зон, а также метро, подземных коммуникаций, тоннелей и т.п.
Вот, например, уже сверхзадача: как совместить создание 60 высотных комплексов по программе «Новое кольцо Москвы» и такие масштабные подземные метаморфозы? А памятники старины? Да и сложившаяся архитектура в целом требует повышенного внимания. Ведь помимо будущих небоскребов и уже построенных высоток, существуют тяжеловесные «сталинки» и доходные дома начала XX века, здания с проблемными фундаментами. В центре города есть старинные постройки XIX века вообще без фундаментов. Кроме того, необходимо сохранить массу природных ландшафтов, русла многочисленных подземных речушек и т.д.
Под площадями и бульварами
Чтобы чрезмерно не возбуждать воображение москвичей, отметим сразу, что пока обсуждается только концепция комплексного подземного строительства. Правда, на изучение вопроса и более детальную проработку программы из бюджета города выделяется 270 млн. рублей. И уже имеются в виду конкретные участки столицы, где будут проводиться подземные преобразования.
В первую очередь при подготовке программы предполагается разработка предпроектной и конкурсной документации по наиболее «градостроительно значимым» территориям города, где возможно размещение крупных многофункциональных подземных комплексов в составе системы общественных центров городского значения. Речь идет о конкретных территориях: площадь у Павелецкого вокзала, площадь между гостиницей «Метрополь» и гостиницей «Москва», площадь Тверской заставы, Пушкинская, Триумфальная, Сухаревская, Старая, Тургеневская, Яузская площади, подземное пространство Бульварного кольца, районы ВВЦ и Водоотводного канала, улицы Крымский вал, Новый Арбат, проспект Академика Сахарова, зоны станций метро «Сокол», «Петровско-Разумовская», «Рижская», «Шоссе Энтузиастов», «Текстильщики», «Варшавская», «Нагатинская». Планируется охватить и зоны станций Московской железной дороги: «Москворечье», «Кунцево», «Тестовская». И это только первый этап по разработке предпроектных решений.
Жизнь бурлит в кастрюле
Но прежде чем проектировать, а тем более строить, необходимо провести очень точные исследования и расчеты. И в первую очередь тщательно обследовать московские недра.
Геологические исследования уже подтвердили, что столичные грунты очень сложные. В верхних слоях много водоносных участков, а ниже встречаются артезианские зоны. В глубоких грунтах попадаются древние врезы, долины, образованные «прабабушками» столичных рек, в том числе и Москвы-реки. Водонасыщенные пески, врезающиеся в толщу глин, образующиеся плывуны – все это факторы, не способствующие строительству на глубине. Так же как и подземные речки, уже существующие под землей объекты, оползневые, карстовые процессы, грязевые линзы…
Поэтому и возникла идея районирования московских подземелий. Ведь очень важно определить, что и где можно построить.
Геоэкологи выделяют зоны, благоприятные для подземного строительства и условно благоприятные, где строительство подземных сооружений потребует дополнительных мер и вложений. Подземный участок можно гидроизолировать по принципу «стены в грунте». Потом создаются специальные конструкции типа гигантских «кастрюль», внутри которых и ведется строительство конкретного объекта.
Выделяются и неблагоприятные зоны для проведения подобных экспериментов. Внедряться в такое подземное пространство не рекомендуется, но если очень хочется, то можно… Правда, придется очень «глубоко копать», и стену в грунте возводить не 5-метровую, как при благоприятном режиме, а 20-метровую. В нижних слоях могут оказаться трещины, которые придется заливать специальным раствором. Хлопот не оберешься… Да и баснословные вложения потребуются, что экономически абсолютно неоправданно.
Поэтому специалисты говорят о необходимости создания специальных паспортов для всех подземных участков города.
Борьба с клаустрофобией
Подземное обитаемое пространство, как в Монреале… Это надо представить: люди из дома попадают прямо в подземный город. Не выходя на поверхность, можно добраться до работы, совершить покупки, посидеть в кафе и даже в ресторане. Именно такой проект планируется реализовать в Москве.
Но в мегаполисе достаточно людей (а в последнее время их становится все больше), которые испытывают неприятные ощущения, спускаясь в метро. Они стараются перемещаться на поверхности города. А проводить под землей целые сутки далеко не каждый захочет. И это тоже проблема. Поэтому наряду с изучением столичных недр и проведением экономических расчетов специалисты советуют изучить все нормативы и показатели по воздействию замкнутого подземного пространства на психику людей.
И конечно, необходимо просчитать все возможные риски, определить воздействия на объекты, в том числе вибрационные, связанные с магнитными полями, радиацией, продумать вопросы экологической, противопожарной безопасности, учесть вероятность и угрозу затопления и т.д.
При разработке новой концепции по освоению подземного пространства столицы уже заговорили о необходимости создания московского законодательства о недрах. Конечно, речь не идет о добыче полезных ископаемых. Хотя подземные резервы Первопрестольной как объект оборота инвестиций могут стать не менее ликвидными.
Главное, не навредить
Особое мнение по поводу комплексного и поэтапного подземного строительства в Москве высказал депутат Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов.
Он считает, что под землей необходимо строить только такие объекты, которые помогут городу решить насущные проблемы. Например, дороги и гаражи. И чтобы не создавать столице лишних проблем, стоит подумать, от каких проектов лучше отказаться. Прежде всего, из числа объектов развлекательных и торговых. Также депутат напомнил, что подземное строительство под жилыми домами потребует серьезной работы с их жителями.
А префект Восточного округа Николай Евтихиев серьезно опасается, что освоение московских недр будет проводиться «открытым способом», чего нельзя допустить. Ведь может серьезно пострадать городская среда, будут погублены зеленые насаждения.
Многие специалисты высказывают мнение о том, что «подземные проекты» чрезвычайно дорогие, требуют огромных вложений. В том числе на обслуживание и содержание объектов, обеспечение их безопасности.
Руководителя Департамента экономической политики и развития города Марину Оглоблину волнуют экономическая составляющая проекта, его рентабельность, а также вопрос привлечения инвестиций. И для этого необходимо все детально просчитать.
Но самое главное – тщательное обследование московских недр. На этом сходятся мнения всех представителей московской власти, ученых и депутатов Мосгордумы. Также важно не забыть и о культурно-историческом наследии древних московских подземелий и провести серьезные археологические исследования. И помимо объектов самого разного назначения, построенных под землей, надо создать подземные исторические музеи.