В дефиците эконом-класс
Чудеса с ценами на столичную недвижимость, которыми были отмечены последние полтора года, отодвинули в тень «дела загородные». Тем не менее, рынок подмосковного жилья в спячку не впал.
Коттедж по цене «трешки»
– Правда, пока он отстает в ценовой гонке от рынка городской недвижимости, – говорит руководитель аналитической службы компании «МИАН-агентство недвижимости» Алексей Кудрявцев. – И это приводит к выравниванию стоимости среднего коттеджа и трехкомнатной квартиры эконом-класса.
Рост цен загородного жилья в 2006 году, по наблюдениям аналитиков, составил 15–45% – в зависимости от направления. На земельные участки среднее повышение цен зафиксировано на уровне 30–40% (по некоторым направлениям – даже 70%), на коттеджи бизнес-класса – 15–30, в сегменте эконом-класса – 35–45%.
По уровню предложений нынче лидируют Новорижское и Калужское направления. Новая Рига привлекает транспортной доступностью, благоприятной экологической обстановкой и в последнее время считается альтернативой Рублевке.
Понятное дело, Рублево-Успенское направление служит синонимом престижа и преуспевания. Строят там мало.
Калужское шоссе занимает третье место в рейтинге благодаря современной многополосной трассе с низкой загруженностью, красивой природе и развитой инфраструктуре.
Хорошим спросом пользуются Дмитровское и Ярославское направления, которые предлагают жителям коттеджных поселков современные спортивные объекты, к тому же здесь много различных водоемов.
Растет интерес к Киевскому и Ленинградскому шоссе, что связано, прежде всего, со строительством там скоростных магистралей.
С видом на зоопарк
Как отмечают риэлторы, в минувшем году дисбаланс спроса и предложения на загородном рынке недвижимости ощущался особенно остро. Вроде бы строят немало, но, как оказывается, часто строят не то. К примеру, в 2006-м был высок спрос на объекты эконом-класса, а рынок упорно предлагал покупателю в основном жилье «бизнес-класса» и «де-Люкс».
– Судя по всему, – считает руководитель отдела экспертизы объектов холдинга «МИЭЛЬ-недвижимость» Дмитрий Цветков, – и в 2007-м ситуация вряд ли кардинально изменится.
Возможно, разрыв между спросом и предложением был бы не так ощутим (даже при существующем перекосе), если бы все построенное отвечало требованиям, которые покупатели предъявляют нынче к загородному дому. Но рынок, увы, изобилует проектами, которые не соответствуют заявленному классу поселка и не отвечают потребностям тех, кто присматривает жилье. Не удивительно, что очереди за таким товаром нет.
– В этой связи девелоперы стараются подходить к созданию концепций своих будущих проектов более серьезно, – констатирует коммерческий директор компании «АСК» Анна Михайлова. – Начинают привлекать к работе консалтинговые компании, известные архитектурные бюро, иностранные строительные компании. Например, строительство коттеджного поселка Грин Хилл ведет западная компания, применяющая новые прогрессивные технологии. И архитектурные решения, и концепции проектов оказывают сегодня весьма существенное влияние на выбор потребителя.
Многие застройщики, стараясь выделиться среди конкурентов, предлагают нестандартные идеи при создании внутренней инфраструктуры коттеджного поселка. Так в поселках появляются вертолетные площадки, мини-зоопарки, гоночные трассы для радиоуправляемых машин и подземные подъездные пути.