23:30:44
11 апреля 2021 г.

Беда – огонь да вода…

О том, какие «сюрпризы» могут поджидать любую московскую квартиру, рассказывает начальник отдела экспертизы страховой компании «Спасские ворота» Владимир Васильев.

Вариации на тему «рулетка»

Выбор рисков, включенных в систему городского (льготного) страхования, не случаен. Это как раз и есть наиболее частые неприятности, которые происходят в наших домах.

Вот – пожары. В округах, которые мы обслуживаем (ЮВАО, ЗАО, а до апреля 2006-го обслуживали еще и два района ЦАО), произошло более 60 пожаров. Хотя они занимают лишь 20% от всех страховых событий, на компенсацию потерь расходуется четвертая часть всех страховых выплат. Огонь, уносящий порой не только большие ценности, но и жизни людей, по-прежнему остается самой серьезной опасностью для недвижимости.

Второе место по объему ущерба занимает прорыв инженерных систем – водопроводных, тепловых, канализационных. Немалая их часть находится в плачевном состоянии.

В целом же страховые события случаются в одном проценте застрахованных помещений. Не так уж мало! Выходит, что в доме, где 200 квартир, двум семьям в год мы возмещаем ущерб. Застрахованным! Но ведь те же огонь и вода не щадят никого. Риск повреждения жилья (а то и уничтожения его) охватывает гораздо большее число помещений. Так что лучше не играть в эту опасную рулетку. К слову сказать, сотрудники отдела выплат нашей компании, хорошо знакомые с опасными ситуациями, все до единого застраховали свои квартиры. Знают: страховка – единственная защита жилья.

Не делайте из балконов кладовки!

Если прежде первопричиной пожаров чаще всего являлась изношенность дома, то сейчас ответственность в большинстве случаев ложится на жильцов. Надолго уезжая, выдергивайте из розеток все вилки! Ведь опасным может быть даже выключенный прибор. Причем самый современный. Происходит это из-за перепада напряжения в системе. Сам прибор обесточен, но ведь остается напряжение на подводящем проводе к телевизору (или другой аппаратуре), иными словами, на входе в саму схему. Красный огонек, «режим ожидания» – ненадежный контролер. Особенно, если человек отсутствует в квартире длительное время. Представьте, бывали случаи, когда вспыхивал даже телефон с АОНом…

Одно из самых «огнеопасных» мест в квартире – балкон. Чаще всего сюда выносят хлам. Но вот жилец с верхнего этажа бросил непогашенный окурок. Загорается ветошь, пламя перекидывается в комнаты…. Или взять петарды – увлечение последних лет. Их запускают прямо у дома. А если петарда попадает на балкон? В наших районах не бывает Нового года, чтобы по этой причине не случилось несколько пожаров. Более того, петарды стали самой массовой их причиной. Совет: не загромождайте балконы! Когда-то за этим следили пожарные. Теперь, никого, кроме вас, это не беспокоит.

Проводка. Служит она 12–14 лет. К тому же – в старых домах – не рассчитана на современные нагрузки. Надо менять. Но иногда это весьма затруднительно – особенно если та находится в теле бетона. Как быть? Я живу в доме, которому чуть больше 30 лет. Однажды провод оголился, и изоляция посыпалась с него, как труха. Тогда я вызвал электрика, и он вынес проводку на плинтус. Не так эстетично, зато живу спокойно.

Смена проводки, между прочим, не только забота, но и обязанность собственника. Когда именно по этой причине загорелась квартира в Лефортове, при тушении огня повредили нижнее помещение. Так вот, именно беспечный владелец верхней квартиры – по суду! – возместил ущерб соседу. Надо было вовремя менять провода.

Старые холодильники. Да, прежние ЗИЛы качественны, «холодят» до сих пор. Но еще и горят – как бумага! Это, между прочим, может произойти с любыми старыми приборами: стиральными машинами, телевизорами и т.д. Менять – не менять, решает хозяин. Но пусть знает: чем древнее электрическое устройство, тем больших неприятностей от него можно ждать.

Кстати, наиболее типичная ситуация, связанная с возгоранием телевизора (даже нового), бывает тогда, когда он стоит на кухне. Почему? Дело в том, что в этом помещении наиболее агрессивная среда: она насыщена жировыми и кислотными испарениями, много пыли. Все это оседает на контактах электросетей. И как результат – пробой, искра.

Обратите внимание на розетки. Со временем они чуть ли не выпадают из гнезда. А значит, разбалтываются контакты и тоже возможен пробой. И уж конечно, не перегружайте их. Иной раз видишь, как в одну и ту же розетку – с помощью переходников – подключены и холодильник, и стиральная машина, и СВЧ-печь, и электрочайник. А если эти приборы будут работать одновременно? Ни одна розетка – даже теоретически – не выдержит такой нагрузки.

Вода дырочку найдет…

Наиболее слабые узлы в водопроводящих системах – гибкая подводка. Того и гляди – прорвет, зальет нижнюю квартиру. «Надо поменять», – озабоченно говорит слесарь. И мы покорно идем в магазин. Но разбираемся ли в товарах? Нам могут легко продать ненадежное изделие (даже в самом солидном магазине!).

Невольно задумываешься: а почему покупать должны жильцы? Пусть набор необходимых запчастей будет у самой управляющей организации – как и было когда-то. Теперь они запаса не держат. Одна надежда: с приходом частников в систему ЖКХ, может, вспомним хорошо забытое старое?

Отопление. Въезжает человек в новую квартиру, и первое, что делает, – наращивает батареи. Вроде бы товар качественный – итальянский. Или немецкий. Все так, но качество это – для Европы. Наиболее частые случаи заливов относятся к началу отопительного сезона, когда происходит проверка системы и вода подается под сильным давлением. А ведь импортные приборы не рассчитаны на наши атмосферы… И потому, если в старом лозунге «советское – значит, отличное» вы первое слово замените на «российское» – не ошибетесь. Лучше покупать отечественный товар.

Ярко выраженную сезонность носят и аварии внутренних водостоков. Происходят неприятности либо из-за засора труб, либо из-за расчеканки отдельных стыков. Особенно часто случаются несчастья после проливных дождей – как было позапрошлым летом. А диаметр каналов, особенно в многоэтажных домах, не рассчитан на сверхобильное количество влаги. И тогда скопившаяся вода устремляется в помещение.

Иногда каналы забивает листва. Но чаще причиной засоров выступает человеческий фактор. Каким-то образом на крышу приникают чужие люди. А после себя оставляют бутылки, пакеты, прочие отходы… А те потом оказываются во внутренних водосточных каналах. Небрежная уборка снега, скол сосулек приводят к дырам в мягком покрытии. Кровля – самое уязвимое место в доме. Там надо вести себя особенно осторожно. Помню, в одном ЖСК мне надо было подняться наверх. Стоило немалых трудов уговорить председателя открыть чердак. А потом он не отходил от меня ни на шаг, беспрестанно напоминая об осторожности. Вот бы такое бережное отношение – да во всех многоквартирных домах.

Аварии систем водопровода – явление более-менее равномерное в течение года. Впрочем, и здесь есть свои пики. Они приходятся на период временного отключения воды и часто связаны с «забывчивостью» обслуживающих организаций: не оповестили жителей, когда будет включена вода, а кто-то по небрежности оставил кран открытым…

Если залил сосед

Так уж исстари ведется: сосед заливает соседа… Причем в таких случаях ущерб оплачивают не город и не страховые компании, а виновник. В основном, это именно так. Но бывают ситуации, когда халатность (равнодушие, безразличие – назовите, как угодно) сопряжена с объективными обстоятельствами, например, изношенностью коммуникаций. И тогда расходы возмещаются уже на основании страхового договора. А ведь и их можно было бы избежать.

Подтекает резиновая муфта… На потолке кухни или туалета нижней квартиры появляются предательские разводы… Жилец обеспокоен, стучится к верхнему соседу. «У вас что-то не ладно!». Но тот и не думает вызывать слесаря. Тогда это делает сам пострадавший – звонит в диспетчерскую, приглашает мастера. Тот приходит, но… сосед его не пускает. А через какое-то время – залив.

Так вот, если будет доказано, что сигнал в диспетчерскую поступал, деньги взыскиваются с виновника. При этом тот возмещает и стоимость испорченных вещей (что, кстати, не предусмотрено договором страхования). Конечно, делается это по решению суда. Но суд в этом случае, как правило, встает на сторону потерпевшего.

Промедления не терпит

Еще один страховой риск – взрыв бытового газа. Да, потенциально это большая опасность. Но за все время льготного жилищного страхования в нашей компании не было ни одного такого случая. За то, что такая причина фактически исключена из страховых рисков, нужно сказать спасибо прежде всего нашим эксплуатирующим организациям. Они особенно тщательно следят за безопасностью газового хозяйства: выносят за пределы помещений трубы (что было предусмотрено специальным постановлением правительства), проводят предупредительные осмотры газовых приборов, в том числе плит. Но это вовсе не значит, что надо исключительно полагаться на технические службы. Как говорится, доверяй, но проверяй. Методы профилактики просты, но о них следует помнить всегда: едва почувствовали малейший запах газа в помещении, сразу звоните в эксплуатирующие организации. Медлить нельзя!

У нас налажена связь с ДЕЗами: каждый месяц даем им сведения о выплатах пострадавшим – пусть знают причины аварий, слабые узлы домов. А ДЕЗы помогают нам информировать жильцов о выгодах страхования.

Скажу об общем итоге. За прошлый год на нашей подведомственной территории произошло свыше 2600 страховых случаев. Пострадавшим выплатили более 17 млн. рублей. Так что все последствия аварий с помощью города и нашей компании жители устранили без особых для себя потерь. Но только те, кто не оставался беспечным. Те, кто был застрахован.

Записал Игорь Гордеев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация