ТСЖ – зеленую улицу
В столице готовится к выходу очень важный документ – постановление правительства Москвы о комплексной городской программе поддержки и развития товариществ собственников жилья на 2007–2009 годы. Его проект сейчас проходит стадию согласований в префектурах округов и департаментах. Программа предусматривает создание экономических условий для развития и хозяйственной деятельности ТСЖ. И законодательно решает проблемы, из-за которых сейчас многие собственники не решаются создавать товарищества в своих домах. Прокомментировать проект мы попросили заместителя префекта ЮЗАО Александра Картышова.
– Очевидно, новая программа сегодня архи-необходима. Действующая сейчас комплексная городская программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, утвержденная постановлением правительства Москвы от 29 августа 2000 года № 690, издавалась в иных законодательных условиях и на иных основаниях. И поэтому ряд ее аспектов «отстал от жизни». Новый проект разработан с учетом положений нового Жилищного кодекса РФ. И самое главное, предусматривает конкретные меры по содействию и помощи собственникам жилых помещений в переходе к самоуправлению жилищными имущественными комплексами. Если прежняя программа касалась развития самоуправления в целом, то новая – ставит целью создание в городе режима, благоприятного для деятельности ТСЖ: усилены экономические основы функционирования товариществ, заложены реализации обязательств города по отношению к ним.
Начнем с того, что жестко сформулированы условия равнозначности экономических расчетов и применения тарифов к любым управляющим организациям, в том числе и товариществам, взявшим свои дома на самоуправление. Эта идеология существовала в городе и раньше. В принципе она не изменилась. Другое дело, что реализовать ее в полной мере было сложно. Дирекции единого заказчика как государственные предприятия вписывались в систему бюджетных отношений. И через них было проще проводить бюджетные средства для дотаций. К товариществам помощь от города поступала сложным путем. Они вынуждены были оформлять многочисленные документы, заключать договора с теми же ДЕЗами. Сейчас их уравняют в правах. Это важно.
В новом проекте предусмотрено предоставление нежилых помещений товариществам, содержащим дома в самоуправлении, – для ведения хозяйственной деятельности, для размещения обслуживающего персонала, инвентаря.
В городе создано не так уж много товариществ – чуть больше тысячи. В ЮЗАО они организованы примерно в десяти процентах многоквартирных домов. Эта форма жилищных объединений начнет активнее развиваться тогда, когда собственники увидят ее преимущества. Именно поэтому значимое место в программе отведено информационно-разъяснительной работе. Люди нуждаются в информации, связанной с разъяснением норм закона и касающейся как деятельности самих ТСЖ, так и взаимодействия их с органами власти.
Обозначена еще одна зона «повышенного внимания» – обучение собственников. Для того, чтобы взять дом в свои руки, нужно основательно знать как законодательство, так и технологию управления. А в один момент эту науку не осилить. Город берет на себя подготовку кадров. Мы и сейчас обучаем людей в рамках ранее действовавших программ, но в новом проекте этому направлению отведено более значимое место.
Город взял на себя обязательства по капитальному ремонту домов. Этой проблемой собственники озабочены больше всего. Как это будет осуществляться? Путь известный. Понятно, что все дома сразу отремонтировать невозможно. Все равно будет очередность, а формироваться она будет на основе мониторинга технического состояния дома, проводимого жилищной инспекцией. Но есть одно «но». В новой программе предусмотрены привилегии для домов, находящихся на самоуправлении у членов ТСЖ. При одинаковом техническом состоянии двух строений, одно из которых находится в управлении управляющей компании, а другое – на самоуправлении ТСЖ, в первую очередь отремонтируют второе.
Сейчас как раз разрабатывается механизм, с помощью которого будет осуществляться финансирование, в том числе и капитальный ремонт. Рассматриваются несколько вариантов. К примеру, формирование на территориях районов специализированных государственных предприятий, которые будут заниматься экономическим планированием.
Раньше этим занимались дирекции единого заказчика. Но как только они заключат договора с собственниками как управляющие компании, функции заказчика и контролера выполнять не смогут.
Проект предусматривает передачу товариществам нежилых помещений, находящихся в собственности города. После выхода постановления начнется инвентаризация всех имеющихся договоров аренды. Этот вопрос также волнует многих собственников: все хотят иметь возможность зарабатывать дополнительные средства. Надо понимать, если стороны безукоризненно выполняют условия договора аренды, расторгнуть его невозможно. Скорее всего, произойдет замена сторон: город передаст свои обязанности арендодателя ТСЖ. А оно по истечении срока договора будет решать, продлять его или нет.
Но хочется сказать вот о чем. Если мы будем рассуждать только о дополнительных источниках дохода для товариществ, то у нас никогда ничего не получится. Ведь дополнительные помещения где-то есть, а где-то нет. Во многих домах нежилые метры принадлежат городу, в них расположены социальные объекты.
На мой взгляд, отнять и поделить – это не тот подход. Не подвалы и чердаки должны представлять интерес для собственников, а эффективное управление имущественным комплексом, забота о его сохранении и грамотное использование имеющихся ресурсов.
Там, где этому научились, дела идут успешно. Независимо от того, есть ли в доме нежилые помещения.