Юрий Чернов: «Беру пример со скворцов»
Он любит шутить, что раньше жил напротив Петровки, 38, сейчас живет напротив Бутырской тюрьмы, а где окажется завтра, одному Аллаху известно. Два года назад «КР» уже побывал в гостях у заслуженного артиста России Юрия Чернова, который тогда только-только приступал к ремонту. Теперь интерьер его квартиры приобрел законченность.
Похвальное слово обоям
– Юрий, как у вас интересно, необычно и тепло в доме! Кому принадлежит главная концепция удобства и уюта? По-моему, здесь явно чувствуется хватка профессионала.
– Все придумали Максим и Ярослава, мои дети. Максим – художник по призванию и профессии, он уже работает. Ярослава пока учится во МХАТе – она талант и трудяга. Так что это они тут творили, фантазировали, находили материалы.
– А вы?
– Папа, – говорит Ярослава, разливая нам чай, – приходил, давал ценные советы и делал замечания. Он обожает, чтобы все было сделано ровненько, аккуратненько и со вкусом.
– Юрий, что во время ремонта вы любите делать больше всего?
– Поскольку нам приходилось много переезжать с квартиры на квартиру, у меня появился кое-какой опыт по части ремонта. Больше всего люблю клеить обои. Получается неплохо…
Сейчас «евроремонт» – обычное дело, а ведь было время, когда мы и представить не могли, что на белом свете существуют обои умопомрачительной красоты, великолепный кафель, роскошная сантехника… Вот мое детство прошло в Самаре, в скромной «хрущевке». Но в начале наша семья успела пожить в бараках. Бараки слагали образ мысли… Я, приезжая в Самару, иногда прохожу по тем местам. Стоят те же бараки, там до сих пор живут люди. Но мне кажется, что нынешним детям в них неуютно и не так интересно, как раньше было нам. В бараке все знали друг друга, общались легко, весело.
Я был заводной в детстве, почти не разлучался с друзьями и приятелями. Мы обожали «битлов» и «Ролинг Стоунз». Меня во дворе даже прозвали за эту любовь «ролингом». Много лет спустя, когда переселился в столицу, а группа «Ролинг Стоунз» приехала в Москву с гастролями, повел на их выступление сына и жену. Чтобы прониклись…
Мой подростковый «фанатизм» в отношении «Биттлз» проявлялся еще более ярко – я красил волосы в разные цвета.
Штаны… с лампочками
– Папа, – Ярослава отрывается от плиты, – не могу тебя представить с крашеными волосами!
– Ну, не только ты, – смеется Юрий. – Однажды мой отец пришел в ужас. Я проснулся утром, когда папа стоял надо мной и рассматривал мои волосы: «Сын, что это такое?!». А у меня вся голова была красного цвета. Но я не догматик, поэтому изменил цвет: покрасился в зеленый.
– Ваши дети вслед за вами не пытались менять цвет волос?
– Был забавный случай. Мы с Ярославой поехали на съемки к Боре Галкину. Ярослава в фильме «Игра» должна была исполнить одну из ролей, и ее выкрасили в черный цвет. А когда мы вернулись домой, то, едва переступив порог, услышали крик жены. Она подумала, что я в аэропорту перепутал своего ребенка и привез чужого!
– В те времена постоянно возникали сложности с одеждой: достать джинсы было почти невозможно. Как вы, фанаты, выходили из положения?
– Я кроил клеши сам, вшивал клинья, лампочки приделывал, чтобы штаны светились и мигали…
– Ну а вылазки на соседские сады у вашей компании были?
– Папа работал художником-оформителем на заводе в Куйбышеве. Он каждое лето ездил в пионерский лагерь и брал меня с собой. Поэтому в нашем «Орленке» я знал все углы и закоулки. А там за забором стоял дом с садом, росли вишни и яблони. И мы с ребятами лазили, хотя мамы в достатке привозили фруктов. Но нам важен был сам процесс. И адреналин – чтобы никто тебя не увидел, не поймал. Вот ведь что радовало!
– Как пришла мысль поступать в цирковое училище?
– В нынешнем году исполнится уже 40 лет с момента моего поступления. Представляете?! У меня всегда была тяга к самодеятельности. Я всегда веселил свой класс, все смеялись, и это вдохновляло. Учителя поначалу обзывали «клоуном» и «паяцем», но уже в школе мне повезло: я стал известным артистом.
Однажды случилось так, что в «Орленок» приехали телевизионщики снимать передачу о юбилее пионерлагеря. На вечере неокрепшим, но взволнованным голосом я читал известное стихотворение: «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, а как зовут, забыл его спросить…».
Голос был тогда настолько тоненький, что по телефону меня обычно принимали за девчонку. Но телевизионщикам так понравилось чтение, что они попросили меня вести концерт самодеятельности, который шел в прямом эфире. Нарисовали на полу кружок, сказали, что я на него должен встать, подождать, когда зажжется красная лампочка, и объявить следующий номер.
Напряжение было страшное – прямой эфир! Режиссер за стеклом уткнулся в пульт, тишина, мотор… И случилось так, что я начисто забыл фамилии тех, кто должен был выступать… Я вежливо извинился в камеру, сбегал за кулисы, узнал фамилии, вернулся на место и объявил. Такая находчивость и смекалка понравились режиссеру. Потому что в этом было «ощущение профессии», какое-то чутье и понимание того, чем ты занимаешься. Другой ведь мог просто расплакаться в камеру. А я – нашел выход…
Только с годами человек привыкает, обживает сцену, осваивает профессию. А поначалу очень ценится чутье, которое многое заменяет. По молодости очень боялся сцены. Думал: «Отговорить бы текст и убежать, забиться куда-нибудь». А сейчас получаешь такое удовольствие! В зале сидят зрители, ты вышел, а они на тебя смотрят. И ты можешь «закинуть крючок» и «вести, вести» их. Это как на рыбалке. Рыба пытается сорваться с крючка, уйти вниз, а ты ее немножко вроде бы и отпускаешь, а сам аккуратно подтягиваешь к себе. Примерно так же ощущают себя артисты на сцене. Для них высшее достижение – перетянуть зрителя, «вытащить» его к себе. «Я тебя победил!» – вот ведь в чем счастье. Между прочим, слышал это от многих больших артистов, с которыми разговаривал на подобную тему.
Цирк и театр: почувствуйте разницу!
– Общение с кем из знаменитых артистов запомнилось больше всего?
– Например, я снимался с великим Милляром. Навсегда запомнилось общение с Вячеславом Васильевичем Тихоновым в фильме «Доживем до понедельника». Он уже был известен, и мы на него смотрели с восхищением. «Дело было в Пенькове» и «Мичман Панин» – фильмы с его участием, на которых мы выросли, которые любили. Тихонов не вел с нами таких уж серьезных разговоров о профессии, скорее обучал на примере прямо на площадке. Это был мастер-класс на натуре.
– Юрий, когда я в первый раз попросила дать интервью, вы осторожно поинтересовались, не путаю ли я вас с кем-нибудь… Вас что – часто путают?
– Однажды услышал в троллейбусе спор ребят: «Он!» – «Нет, не он!». С гордостью подумал: «Узнали!». А они подошли и спросили: «Это вы играли в «Берегись автомобиля»? Стало немного обидно и смешно. А однажды спутали с Золотухиным – назвали Бумбарашем.
Большинство, конечно, узнает. Когда вел передачу «Колесо истории» и каждую неделю выходил в эфир, со мной здоровались все – и дети, и взрослые. Но ведь мелькание в телевизоре – это всего лишь популярность, это не значит, что ты – хороший артист, хороший мастер своего дела. А я всегда думал о профессии, о цели, которая была мною когда-то поставлена.
– Какая же это цель, если не секрет?
– Стать настоящим артистом. И если это получилось, и сегодня я могу играть одну роль, завтра – другую, третью, не повторяясь, то я счастлив. И мне тут даже не столь важна оценка зрителей, сколь одобрение коллег. Вот когда коллеги говорят: «Да, достойно!» (или когда сам себе поставишь высокий балл) – вот тогда это ценно. Иногда я смотрю старые фильмы и как артист вижу: вот здесь немного не доиграно, а здесь можно было по-другому сделать. И тот же самый артист, который исполнял эти роли, он ведь тоже про это думал.
– Чем цирк, в который вы пошли, отличается от театра?
– В театре сегодня можно сыграть так, завтра – по-другому. В цирке же жонглер подбрасывает булаву – и всегда должен ее поймать…
– Какое отделение вы окончили?
– Эстрады и клоунады. Так вот, в цирке, если булава упадет, все это увидят. А в театре можно спрятаться за многие вещи. Можно даже мизансцены перепутать. Или текст забыть, или вообще не выйти на сцену, как мне рассказывали про одного артиста. Он заговорился и пропустил свой выход.
– А у вас были такие случаи?
– Однажды, будучи еще студентом и работая на эстраде в спектакле на двоих, я опоздал на выход. Это было страшно, и я выскочил, пардон, в расстегнутых брюках, поддерживая их локтем. Не было времени застегнуться: моя партнерша давно была на сцене и несколько раз меня звала.
«Предпочитаю XXI век»
– Почему родилось решение пойти в клоунаду?
– Поступал в ГИТИС, «Щуку» и МХАТ. И меня один знакомый попросил сходить с ним на экзамен в цирковое училище, подыграть ему на гитаре. Спасибо этому парню, я даже и не знал о существовании училища циркового и эстрадного искусства. Попов, Енгибаров, Хазанов, Бичевская, Толмачев, Шифрин, Калмыков – все они прошли через эти стены. И когда я подыгрывал парню на гитаре, меня вдруг спросили: «А вы будете поступать к нам?» – «Нет, поступаю в театральный». А мне ласково так говорят: «А давайте-ка и к нам тоже». И я «клюнул» на это хорошее ко мне отношение. И прошел по конкурсу…
Руководитель нашего курса живет сейчас в Штатах, он недавно приезжал в Москву, увидел меня в работе и порадовался за своего ученика. Мы сидели вот за этим столом и вспоминали весь наш курс, размышляли, как странно у каждого сложилась жизнь. Кого-то уже нет на этом свете…
На втором курсе училища меня пригласили на съемки фильма «Доживем до понедельника». После этой картины все в моей жизни перевернулось. На арене я не работал, но поработал на сцене и театра Эстрады, и театра «Эрмитаж». Мы читали, помню, какие-то лубочные сказки, с балалайками в руках. По тем временам это было довольно интересно.
– В какой эпохе и в каком костюме (ведь сниматься приходилось в разных фильмах) вы чувствуете себя особенно уверенно и комфортно?
– В нынешнем, XXI веке. Помните, все чуть ли не с замиранием сердца думали: как же мы будем чувствовать себя в этом XXI веке? Но вот уже семь лет живем, и ничего… Постоянно удивляемся чему-то новому, потом быстро его осваиваем и привыкаем к дополнительному удобству. Ведь и компьютеры, и мобильные телефоны совсем недавно были сенсацией. А какая техника на телевидении была в 60-е годы – и какая сейчас?! А в кино? Раньше же надо было ждать, пока пленку проявят. Нельзя было даже пойти подстричься, пока не выйдет материал, – а вдруг брак? Нынче тебя снимают, тут же монтируют, отдают на озвучивание. Раньше всех артистов, которые были заняты в кадре, собирали на «озвучку». Представляете, если артисты – народные, чего стоило их лишний раз собрать вместе?.. А сейчас я могу один озвучить всю роль от начала до конца, стоя перед собственным изображением. Как партнеры отвечают на мои реплики – мне невдомек.
Наверное, в каждом времени есть свои плюсы и минусы. Я люблю нашу профессию за возможность «погулять» по эпохам: сегодня играю современного молодого человека, завтра мне клеят усы и бороду – становлюсь Сориным из чеховской «Чайки».
Очарование сирени
– Кто вы по гороскопу?
– По гороскопу Телец, по восточному календарю – Бык. Следовательно, на роду написана сплошная «пахота». И я действительно люблю работать, делать то, что мне нравится. Вот я вхожу в попечительский совет фонда «Филантроп» вместе с Ларисой Лужиной и Юрием Соломиным. Этот фонд помогает людям с ограниченными возможностями проявлять себя творчески. Они и играют спектакли, и поют, и танцуют, и рисуют. У меня даже не поднимается язык называть их инвалидами. Однажды сидим в зале, а на сцене танцует ансамбль – так здорово, так зажигательно! И я спрашиваю соседа недоуменно: «Ну, и где же тут инвалиды?». А он меня ошарашивает: «Так они же глухонемые». И как же тогда у них получается так синхронно все делать, если они не слышат музыку и ритм?! Это я снова – об упорстве и терпении…
– Как вы отдыхаете? Есть ли дача?
– Есть участок на берегу реки. Раз в четыре года она разливается, вода, поднимаясь высоко, доходит и до участка, и до нашего дома. Однажды у соседей даже туалет уплыл. А мы приехали, в чашках на столе – вода. Откуда? Это без нас все было залито и плавало. А потом вода схлынула, а в чашках осталась. Так что в некоторые годы рыбачить можно прямо из окон или даже, сидя по пояс, внутри дома…
На даче люблю сажать сирень, отовсюду ее привожу. Обязательно стараюсь попасть на дачу весной, когда все цветет, скворцы прилетают. Они сначала носятся, щебечут, а потом замолкают. Думаю, где же они? А это скворчиха уже сидит в гнезде, яйца высиживает. А супруг летает, добывает ей еду. Вот и я, как тот скворец, – все в клювике несу домой.
НАША СПРАВКА
Юрий Чернов окончил Московское эстрадно-цирковое училище. В настоящее время актер театра «Школа современной пьесы». Снялся в фильмах «Доживем до понедельника» (1968), «Совсем пропащий» (1973), «Закрытие сезона» (1974), «Горожане» (1975), «Маяковский смеется» (1975), «В зоне особого внимания» (1978), «Забудьте слово «смерть» (1979), «Приключения Электроника» (1979), «Цыган» (1979), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Тайна золотого брегета» (1988), «По Таганке ходят танки» (1991), «Опять надо жить» (1999) и других. Заслуженный артист России.