Не чувствуют себя одинокими пожилые москвичи в социальных жилых домах
Социальный жилой дом (а это целый комплекс зданий) в Митине, окруженный забором и отгороженный от шумной автомагистрали, расположился внутри квартала. Тихо и уютно здесь, где живут пожилые одинокие москвичи, передавшие свое жилье городу.Впрочем, путь сюда не быстрый, в том смысле, что от решения человека воспользоваться услугами ГУП «Моссоцгарантии» до его переезда в социальный жилой дом пройдет определенное время. Оно уйдет на подготовку необходимых документов, на знакомство с будущей своей квартирой, распорядком жизни в новом месте и т. п.
Конечно, один из самых волнующих моментов – выбор нового жилья. Показывают квартиры (кстати, нередко потенциальные новоселы просят разрешения заглянуть и в одну-две уже заселенные квартиры, стремятся поговорить с ее жильцами, дабы развеять еще остающиеся свои сомнения) сотрудники Управления по заселению и обслуживанию комплекса социальных жилых домов «Моссоцгарантии». Управление разместилось в одноэтажной пристройке к двум спаренным 14-этажным башням, в которых 156 квартир типа «пенал», каждая имеет общую площадь 28,4–28,9 кв. м (в том числе жилую – 12,1–12,2 кв. м) с кухней в 6,5 кв. м, правда, без окна на улицу. Кроме того, имеется 26 однокомнатных квартир (общая площадь каждой – почти 34 «квадрата», из которых 16 приходится на саму комнату, а 8,5 – на кухню). И наконец, 26 двухкомнатных квартир (соответственно, общая площадь – 54 кв. м, жилая – около 30 кв. м, кухня 9–9,5 кв. м). Рядом с башнями стоят еще два девятиэтажных здания, в каждом из которых размещается по 80 только одно– и двухкомнатных квартир. Так что в социальном комплексе всего 268 квартир.
Но вернемся к москвичу или москвичке, пожелавшей переехать в социальный жилой дом. При показе будущего жилья обязательно учитывают пожелания человека относительно этажа, расположения окон и т. п. Если в данный момент есть такая квартира, то она закрепляется за ним. Если нет, то, возможно, придется подождать.
Хочу напомнить, что противопоказанием для поселения в социальный жилой дом являются психические, онкологические, инфекционные и другие трудноизлечимые заболевания, а также алкоголизм и наркомания. Также не дают разрешения лицам, полностью утратившим возможность самостоятельно обслуживать себя. Социальный жилой дом предназначен для постоянного проживания одиноких пожилых граждан (женщин с 55, а мужчин – с 60 лет), супружеских пар, семей пенсионного возраста и инвалидов, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию.
Но если человек заболеет, уже проживая в социальном доме, то за ним станут заботливо и терпеливо ухаживать – здесь есть и санитарки, и медсестра по уходу, и свой врач-терапевт. В необходимых случаях к заболевшему пригласят врачей-консультантов, к примеру, невропатолога, хирурга, окулиста и других специалистов.
Что касается «Моссоцгарантии», то она получает от пожелавшего жить в социальном доме обязательство освободить и передать в собственность города занимаемую им жилую площадь, после чего оформляет договор найма, обязательство-гарантии за переданную площадь и заключает с москвичом или москвичкой (с супругами) соответствующий договор. Будущих новоселов обязательно предупреждают о том, что приватизация жилых помещений, обмен, разделение жилой площади, вселение временных жильцов, сдача помещений в поднаем не допускается.
И, извините, несколько слов о грустном. Речь о ритуальном обслуживании. Для многих ветеранов это – больной вопрос, некоторые доверительно говорят, что специально переезжают сюда, ибо знают, что похоронят их нормально и за могилой будут ухаживать работники Митинского социального комплекса. Когда пожилой человек заключает с «Моссоцгарантией» договор о вселении в социальный дом, он одновременно заполняет анкету, в которой пишет свои пожелания относительно похорон.
Но достаточно о грустном. Конечно, попав в новую среду, человек первое время скучает по кругу знакомых лиц, по своим магазинам и рынкам. Период адаптации у всех рано или чуть позже заканчивается, человек привыкает и успокаивается. К тому же он замечает, что в доме нет жесткого режима, что можно свободно ездить в гости и принимать их у себя (даже с ночевкой), можно работать, если на то есть тяга и позволяют силы, наконец, можно уехать на дачу к друзьям и вернуться далеко за полночь. Короче говоря, в его личную жизнь никто и никак не вмешивается.
А медицинское обслуживание, как и диспетчерская служба и охрана – круглосуточные. В каждой квартире есть кнопка тревоги, так что если человеку вдруг стало плохо, к нему немедленно придут диспетчер с медицинской сестрой. В комплексе есть продуктовый и промтоварный магазины со сниженными ценами. Это все, так сказать, материальное. А как же духовное? Оказывается, и с этим нет проблем: работают разнообразные кружки, регулярно организуются выезды на концерты, спектакли, лекции. Впрочем, здесь даже шьют кукол, как это делает жительница дома Тамара Соколова, плетут кружева.
Словом, в митинских социальных домах идет нормальная человеческая жизнь. Их обитатели стремятся дружить и проводить совместно время, чтобы не чувствовать себя одинокими.