Живущие вместе
Произошел в Братееве такой случай. Местная дирекция пригласила частную фирму озеленить участок вокруг нескольких домов. По окончании работы руководитель фирмы пришел, как водится, в ДЕЗ подписать процентовку. Но там ему сказали: «Мы-то подпишем, но только после того, как даст согласие наша территориальная община».Ничего не поделаешь, озеленитель отправился к жильцам. И услышал: «А у вас процентовка липовая. Вот вы пишите, что насыпали слой чернозема такой-то толщины. Мы промерили его в нескольких местах – не получается. Пересчитали количество деревьев и кустарников – тоже не сходится. Выйдем на место, проверим вместе…».
Руководитель фирмы, конечно, отказался, но попросил на раздумье пару дней. За это время его рабочие подсыпали землю, высадили недостающие растения. Только после этого документ был подписан.
Историю эту рассказал начальник отдела местного самоуправления администрации президента РФ Андрей Замотаев на международной конференции «Соседские сообщества в России, СНГ. США, Европе: опыт, проблемы, эффективность». Чем интересен братеевский эпизод? Тем, что никакая дирекция, ни один контролирующий орган столь дотошно и придирчиво не занимался бы такими проверками. А жильцы – да. Ведь это они будут сидеть под деревьями, их дети играть на траве…
Государство и общественность, местная власть и жители – каковы возможности той и другой стороны, что они могут сделать для улучшения жизни людей, населяющих данную территорию? Как объединиться жителям – в территориальные общины, соседские сообщества, домовые комитеты – название не суть важно, главное, чтобы таких объединений было как можно больше?! Ведь они могут стать самыми массовыми союзами граждан и наиболее действенными, ибо заниматься им предстоит не глобальным переустройством жизни, не пустыми словопрениями, а очень конкретными делами, связанными с жизнью дома, двора, улицы.
Все эти вопросы и стали темой международной конференции, организованной Центром поддержки соседских сообществ «Народный фонд» при участии Российского Конгресса муниципальных образований, Комитета общественных и региональных связей правительства Москвы, а также Высшей школы экономики.
Как ни отлична специфика каждой из территорий, но многие проблемы у них общие, а полезный опыт, скажем, Венгрии или Великобритании может вполне пригодиться российским городам. Ведь не случайно существует «Европейская хартия местного самоуправления», которая утверждает права общественных объединений граждан и требует от правительств государств их соблюдения.
Россия еще не присоединилась к хартии, но понимание ее важности уже приходит к нам. На открытии конференции профессор Высшей школы Елена Шомина сказала знаменательные слова: «В нашем учебном заведении недавно введен специальный курс «Развитие соседских сообществ», ибо сейчас ни у кого не вызывает сомнений: не привлечем население к решению территориальных проблем, ни одна реформа, в том числе жилищно-коммунальная, успеха иметь не будет».
Определенный опыт есть и в нашей стране. Пожалуй, наиболее ярко он проявился в деятельности «Народного фонда» (президент – Игорь Кокорев), поначалу родившегося, как локальное объединение жителей московского района «Хамовники», а теперь ставшего широко известным далеко за пределами Москвы. Энтузиасты фонда создали общественные структуры по поддержке малоимущих жителей, семейные кружки, где проводят свое свободное время дети и родители, ремонтные группы, помогающие жильцам в различных заботах по дому. Этот фонд, преобразованный в межрегиональное общественное объединение, стал своеобразной «школой передового опыта» по самоорганизации жителей, перенять который приезжают люди из разных городов России.
Очень важен для жилищных объединений закон о местном самоуправлении, который, кстати, может быть скоро изменен: новая его редакция подготовлена в администрации президента, и недавно ее обсудил Госсовет. Сам закон принят еще семь лет назад, но за это время страна серьезно изменилась. В том, что нужна децентрализация жесткой вертикали власти, похоже, никто не сомневается, но в какой пропорции перераспределить полномочия между разного уровня властными структурами, что должно взять на себя государство, а чем не следует ему заниматься, какова роль общественных объединений в решении территориальных задач – споры на эту тему не умолкают до сих пор.
Участники конференции высказывали опасения, что в новой редакции закона роль непосредственной демократии (ее выражением как раз и являются соседские сообщества) будет принижена в сравнении с выборной. И почему закон, который в большей мере, чем многие другие, касается повседневной жизни граждан, не вынесен на публичное обсуждение?
А вот обязанности на общественность возлагаются теперь большие. Правомерно ли? В некоторых случаях – безусловно. Возьмем вопросы безопасности. Ясно, первый спрос тут с силовых структур. Но если мы будем только предъявлять к ним требования и никак не помогать им, то добьемся ли успеха? Не случайно сейчас начали возрождаться забытые добровольные дружины. Но они обязательно должны быть в каждом микрорайоне! Ну а если кто не хочет дежурить «в очередь»? Тогда можно в буквальном смысле откупиться от общественной работы, заплатить своеобразный «налог на безопасность», а уж район найдет, как распорядиться этими средствами. Такая норма есть в законопроекте, не скроем – спорная. Но здесь важна сама мысль: надо поставить заслон потребительскому отношению людей к жизни собственного микрорайона, вовлечь их в общественную жизнь. Только так можно создать в стране гражданское общество, зачатками которого и являются уличные, дворовые, жилищные объединения.