Будем с теплом и светом…
Суровая минувшая зима крепко встряхнула электроэнергетиков московского региона. Летом им пришлось всерьез взяться за укрепление технической базы. На минувшей неделе все начальство московской энергосистемы пришло в редакцию РИА «Новости» на встречу с журналистами.
Руководители генерирующих, сетевых компаний и организаций сбыта рассказывали, как их службы подготовились к очередному максимуму потребления электричества. Постоянным рефреном звучало, что все подразделения находятся в состоянии «товсь». Тем не менее, вероятности отключения потребителей никто не отменял.
Заказали «минус десять»
Заметим, что первые лица энергетических гигантов не испытывали неловкости за результаты своей работы. Каждому было что сказать. К примеру, ОАО «Мосэнерго» отремонтировало уйму энергоблоков, еще больше всякого рода котлов и турбин, а нагревателей и насосов и не счесть сколько. Это дало возможность компании на треть повысить свои мобилизационные возможности (выработку электричества дополнительно к штатному режиму). Одновременно взялись за программу развития и технического перевооружения, которая предусматривает до 2010 года ввод свыше 2400 МВт дополнительной мощности (примерно 20% к нынешнему уровню). Уже в этом году прибавка составит 160 МВт. Было чем похвалиться и другим участникам. Короче, на прямой вопрос о готовности генеральный директор Московской объединенной электросетевой компании Юрий Трофимов столь же прямо ответил, что энергосистема уверенно входит в зимний период.
Тем не менее, гарантированного обеспечения электричеством никто не обещает. Все будет зависеть от погоды. При сильных морозах возникнет дефицит. Энергетики посчитали баланс мощности при температуре –28 градусов и сравнили его с прошлой зимой (см. таблицу). Выработка электроэнергии слегка подросла, но и потребление увеличилось. В результате ожидаемый дефицит стал даже несколько больше. Покрыть его можно частично за счет мобилизации ресурсов, частично за счет помощи из соседних регионов, но без ограничений все равно не обойтись. Они сохранятся на прежнем уровне. То есть при холодной погоде отключать предприятия будут ровно так же, как и в прошлом году. Тут одна надежда – на синоптиков, что они не ошибаются (по прогнозу нынешняя зима обещает быть мягче). По расчетам специалистов, дефицит электроэнергии исчезает при температурах –10 градусов и выше. Но более теплая погода тоже не радует энергетиков. Экономия им не выгодна. Лучше всего, когда производственные мощности полностью загружены. И потому их лозунг – «Даешь 10 градусов мороза». Я не против.
Мы – не средние, мы – особенные
Выступление руководителей энергосистемы представляло собой убедительный доклад для региональной энергетической комиссии в пользу очередного резкого повышения тарифов. Что вызывало у автора беспокойство.
Во всем цивилизованном мире тарифы естественных монополий регулируются государством, чтобы те особо не зарывались. Формально у нас существует такой же порядок. Разница лишь в том, что за рубежом рост тарифов ограничивается на уровне чуть ниже средней инфляции. У нас же тарифы тоже ограничиваются, но на уровне примерно вдвое выше средней инфляции. Это уже стало едва ли не традицией.
Понятно, что сейчас мы (уже который год!) переживаем переходный период со своими особенностями и отклонениями от общепринятых норм. Но когда-то это должно закончиться? В связи с этим автор и задал всему президиуму вопрос: когда, хотя бы примерно, по их прогнозу, у нас будет так же, как «у них». То есть тарифы будут скакать, но не столь резво. Тем более, что при обосновании роста тарифов у нас принято кивать на зарубежье.
Каково же было удивление вашего корреспондента, когда уважаемые руководители дружно объяснили мне, что у нас уже три года исповедуется тарифообразование по принципу «инфляция-минус», то есть тарифы для конечного потребителя растут медленнее инфляции. И что мне следует избавиться от заблуждения, ознакомившись с документами.
Но с чем мне еще надо знакомиться, если я сталкиваюсь с ними каждый месяц в виде квитанций по оплате электроэнергии. Их изучение и показало, что в начале года тариф повысился на 20% при запланированной средней инфляции 8–9%.
А еще руководитель «Мосэнергосбыта» Владимир Кимерин добавил: «Считаю, что регулирование тарифов – это удел государства. Мы же сегодня представляем энергетические компании, но никоим образом не государственный орган по регулированию тарифов». Типа: мы к росту тарифов отношения не имеем, на их повышении не настаиваем, а все увеличение нам навязывает государство. С него и спрашивайте. А нас оставьте в покое.
Формат пресс-конференции не предусматривает дискуссии. Тем не менее, по завершению официальной части недоразумение частично удалось устранить. Выяснилось, что я имел в виду тариф для населения, а энергетики говорили о среднем тарифе для конечного потребителя. А это далеко не одно и то же. Мы с вами, оказывается, не средние, а особенные. Помимо нас в число конечных потребителей входят как минимум бюджетные организации и промышленные предприятия. Для всех существуют свои тарифы, для одних больше, для других меньше. И получается, что население платит больше, а энергетики получают меньше. То есть, как в песне, мы оба были правы.
Самое интересное: в то самое время, пока мы дискутировали, по информационным каналам шли сообщения об очередном повышении на 13% тарифов на электроэнергию для населения в столичном регионе (на 2007 год). Это при условии, что инфляция запланирована на уровне 7–8%. То есть разница опять почти вдвое. И опять же при условии, что в обход тарифа с октября уже была введена дополнительная плата за подключение к проводам новых потребителей на уровне примерно 40 тыс. рублей за КВт. А спустя пару дней после встречи уже кабинет министров страны успокоил тем, что до 2010 года нас ждет либерализация электроэнергетики, но существенно хуже (!) нам от этого не станет. Поэтому мой вопрос по-прежнему в силе: до каких же пор?