Реальный генплан
Закон «О генеральном плане города Москвы», принятый в 2005 году, определил основные пути развития столицы до 2020 года. Но уже сейчас архитекторам, экономистам и отцам города есть что проанализировать и откорректировать.
Чтобы потомки не обругали
Этот год удивляет небывалыми темпами жилищного строительства. Строители работают с опережением планов примерно на 2 млн. кв. метров общей площади. Из сильных позиций – интенсивное развитие инфраструктуры, соцкультбыта, появление большого числа предприятий общественного питания, строительство поликлиник, спортивных объектов. А вот появление новых школ, детских садов пока еще остается «слабым звеном». Впрочем, как и экологическая, энергетическая проблемы, а также «дорожные» вопросы и проблемы инженерных коммуникаций.
Проблема номер один – старый жилищный фонд. Как считает главный архитектор столицы Александр Кузьмин, реконструкцией и капремонтом жилых построек, находящихся в неудовлетворительном состоянии, необходимо заняться в больших объемах, до 1 млн. кв. м в год. Потому что лет через пятнадцать–двадцать к уже существующему фонду, требующему серьезного ремонта, добавится постаревшее жилье, построенное позже. И для наших потомков эта проблема может стать просто неподъемной…
Как живете, москвичи?
Важнейшие направления, продиктованные сегодняшними потребностями города и его населения, обсуждались на недавнем заседании правительства Москвы, когда рассматривался Генплан развития города уже на период до 2025 года. Затем отцы города перешли к обсуждению проблем градостроения. Социально-экономические показатели развития Москвы – результаты, которые связаны, прежде всего, с интенсивным строительством. Основной стратегией прошедшего периода была активизация инвестиционной деятельности. Сейчас задача другая – повышение качества жизни горожан.
Что определяет «качество жизни»? Это и дороги, и социальная инфраструктура, и экология, и строительство жилья. Но задачи, ориентированные на улучшение жизни людей, придется решать в условиях острого дефицита столичной земли. Вот и настала необходимость облагородить, преобразовать уже существующие и давно сформировавшиеся районы, повысить их социальный статус и качество жизни проживающих там людей.
С учетом нового пополнения
Специалисты Москомархитектуры при разработке новых схем планирования уже намерены отказаться от привычных нормативов и делать свои расчеты с учетом существующей реальности. Мэр города Юрий Лужков считает, что в этом случае за основу необходимо брать не только демографическую ситуацию, но и учитывать постоянный прирост населения Москвы.
Ясно, что Москва вышла за пределы своих формальных границ. Ежедневно со всех сторон едут на работу в столицу жители Подмосковья. Поэтому надо вместе с администрацией Московской области решать транспортную и дорожную проблемы.
И многое другое тоже нужно решать сообща. В том числе и экологическую проблему. К примеру, близлежащие леса Подмосковья – зеленое кольцо Первопрестольной, легкие Москвы. А для Московской области эти территории могут стать перспективными участками для коммерческого строительства. Близость к столице дает свои преимущества и дивиденды.