23:30:44
11 апреля 2021 г.

Татьяна Портнова: «Муниципалитет может остановить стройку»

Жилищное правоМосковская городская Дума приняла несколько новых законов, регулирующих местное самоуправление. Расширяют ли эти новации полномочия местного самоуправления либо наоборот, его права урезаны? С таким вопросом мы обратились к депутату Мосгордумы Татьяне Портновой.

-В октябре 2003 года Государственная Дума приняла закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который применяется с января этого года. Естественно, и мы должны были внести поправки в свой городской закон.

В 79-й статье федерального закона говорится, что организация местного самоуправления в городах федерального значения определяется законом города. Москва – столица российского государства, местное самоуправление в городе имеет особенности. Часть территории Москвы, некоторые памятники истории и культуры принадлежат федеральным властям, другие – городским.

В закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (№ 56 от 6 ноября 2002 года) внесены весьма существенные изменения. Часто, действительно, возникает вопрос: местное самоуправление развивается или нет? Вот некоторые цифры, судите сами. Если раньше органы местного самоуправления принимали решения по 23 вопросам, то сейчас их практически около 40. Чтобы не было лукавой путаницы, статья 8 «Вопросы местного значения» определяет, какие именно эти вопросы. Есть четкое разграничение на вопросы, которые местная власть должна решать сама, на вопросы, которые решаются совместно с органами исполнительной власти, и вопросы согласования. Отмечу, что вопросы согласования – это важная часть работы, без согласования с местным самоуправлением управы, префектуры не могут принимать решения.

– С какими проблемами жители могут обращаться в органы самоуправления?

– Серьезные проблемы – выделение земельных участков, строительство или снос гаражей, парковок, организация стоянок для машин во дворах. Приходят письма и от автовладельцев, вынужденных ставить машины под окнами, и от соседей, недовольных таким положением дел. Эти вопросы находятся в ведении исполнительной власти, управ района, но согласовываются с местным самоуправлением.

Еще проблема – схема размещения торговых точек в районе: магазинов, ларьков, палаток, ярмарок. Правда, некоторые органы местного самоуправления требуют позволить им выдавать разрешения на торговлю. Не понимаю, зачем? Есть службы, которые выдают такие разрешения, стоит ли увеличивать штат чиновников? А вот подумать над схемой размещения мелкорозничной торговли, согласовать ее с депутатами муниципалитетов – это необходимо, чтобы не было ночных магазинов там, где они не нужны, чтобы вместо булочных не появлялись казино.

Градостроительная деятельность, благоустройство территорий – по этим вопросам местное самоуправление может обращаться с предложениями к исполнительной власти. Когда закон уже был принят во втором чтении и мэр забрал его на заключение, мы просили учесть, что местное самоуправление должно принимать участие в благоустройстве территорий.

– Каким образом местная власть может влиять на строительство в своем районе, округе?

– Оппоненты считают, что поправки в закон отстраняют муниципалитеты от градостроительной деятельности. Но никогда местное самоуправление в Москве ею не занималось. И раньше в законе № 56 об этом ничего не говорилось. До того, как был принят федеральный закон № 131, действовали городские законы, где были некоторые положения, при которых исполнительная власть обязана была получать у муниципального собрания согласование. Теперь, чтобы привести законы в соответствие с новым Градостроительным кодексом РФ, нам придется убрать эти положения. Но, повторю, вопросы, касающиеся благоустройства района, нужно согласовывать, и местное самоуправление может подавать предложения.

Можно также вносить предложения при обсуждении Генерального плана города, когда речь идет о развитии территорий района, округа, об образовании или упразднении особо охраняемых природных территорий.

– Но, согласитесь, «вносить предложения» – это не значит влиять на процесс…

– Если строительство незаконно, местному самоуправлению никто не мешает обратиться с депутатским запросом, выяснить обстоятельства дела, подать в суд. Такой случай был в Марьиной роще. Коммерсантам разрешили провести реконструкцию дома, выдали документы. А они надстроили два этажа и попытались задним числом оформить документы. Им сказали: «Нет, господа хорошие, вы имели разрешение на реконструкцию, а сделали совершенно другое. Сносите». Местное самоуправление вместе с управой добились, чтобы незаконное строительство прекратилось.

– Какие еще обязанности появились у местной власти?

– Опека и попечительство, работа с несовершеннолетними по месту жительства.

Впервые в законе № 56 сделана запись об участии местного самоуправления в экологическом контроле, который проводит государственная инспекция, в контроле за содержанием и использованием охраняемых природных территорий. Все, что касается несанкционированного размещения в местах отдыха кафе, закусочных, торговых павильонов, особенно, если это связано с вырубкой деревьев, – дело местной власти.

Еще один очень болезненный вопрос – использование не по назначению нежилых помещений, принадлежащих городу. Помещение было выделено под детский или спортивный клуб, а в нем находится, к примеру, сауна.

Не все москвичи знают, что в муниципалитете можно зарегистрировать трудовой договор, который заключает частный предприниматель с наемным работником. Свою печать на документе ставит местное самоуправление, и это уже официальный документ.

Большой участок – организация пунктов охраны порядка.

– Совсем недавно местные власти получили еще дополнительные государственные полномочия – по организации досуговой, физкультурной и спортивно-массовой работы.

– Да, работа клубов по интересам, всевозможных кружков, организация спортивных соревнований, олимпиад, праздников – все это входит теперь в их обязанности. Разумеется, чтобы этим заниматься, нужны помещения и финансы. Им совершенно безвозмездно передадут нежилые помещения, а это 182 тыс. кв. метров, и 2538 плоскостных дворовых площадок общей площадью более полутора миллионов кв. метров. Из городского бюджета предполагается выделить 2,7 млрд. рублей, хотя, возможно, сумма расходов будет еще уточняться. Мы надеемся, что в скором времени в городе появятся новые клубы и кружки, спортивные секции, где будет заниматься молодежь.

– Вы можете уже сейчас назвать те муниципальные образования в столице, чья работа вам нравится?

– Хочется сказать доброе слово о тех, кто работает в муниципальных образованиях Алексеевское, Ростокино, Бабушкинское, Сокольники. Там жители знают, что муниципалитет поможет им в сложной ситуации.

О нашем собеседнике

Татьяна Арториджевна Портнова – историк, менеджер государственного управления, кандидат политических наук. Автор ряда книг и научных статей по местному самоуправлению.

Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель Московского Совета партии «Единая России» по делам семьи и женщин.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация