23:30:44
11 апреля 2021 г.

Владимир Бадов: «Ужасно все трудная задача – сказать глазами»

В гостях у звездыПоклонники театра «Сатирикон», видевшие в свое время спектакль «Багдадский вор», до сих пор помнят великолепную работу исполнителя заглавной роли Владимира Бадова. В жизни Бад, как прозвали его друзья, чем-то напоминает своего багдадского героя: так же ироничен, зажигателен и легок на подъем. Настоящий порох – мгновенно вспыхивает, входя в образ.

Риск как форма существования

– Владимир, ты – профессиональный актер, работаешь в нескольких театрах, у тебя главные роли, постоянные киносъемки. Зачем нужна еще и рисковая каскадерская профессия?

– Для некоторых (в том числе для меня) риск – один из способов существования. Сложно объяснить чувство блаженства и удовлетворения, которое возникает, когда ты преодолел собственный страх.

– Как удается, выполняя трюки, не разбиваться?

– Тут дело в настройке на задачу и в тщательной подготовке трюка. А это уже качества профессионала. Вот я снимался с Дальвином Щербаковым в фильме «Террористка» у режиссера Станислава Раздорского. Готовился эпизод, когда меня выбрасывают с моста в воду из мчащегося автомобиля. Моей задачей было вылететь на полном ходу из машины, не разбившись о столб. Потом нырнуть под воду, вынырнуть, проплыть до противоположного берега, вылезти и бегом исчезнуть за горизонтом… Если бы я попытался проделать то же самое в жизни, наверняка что-нибудь произошло бы – или о воду живот отбил, или в столб впечатался. Но у меня была задача: «исчезнуть в итоге за горизонтом». Так значилось в сценарии. Люди на берегу ждут, камера работает, спонсорские деньги «капают»… А ответственность какая – миллионы зрителей на тебя смотреть будут! Конечно, я хорошо подготовился, все рассчитал и «исчез».

Или, допустим, выполнял «полеты». Новогодний праздник, открытый стадион. Мы выступали перед детьми на елке, и режиссер сказал: «Будет замечательно, если Дедушка Мороз прилетит с неба и приземлится в самом центре стадиона».

Сели думать, как поэффектнее это сделать. Рядом со стадионом – 18-этажная башня. Метров двести до нее – так что лететь долго. Перебросили трос с крыши и зацепили за огромный дуб на стадионе. Но за крышу башни трос привязывать было нельзя – ее бы сорвало. Поэтому «вязали» за два этажа. А уж вокруг дуба человек тридцать натягивали трос. Он – как тетива, и на морозе того гляди лопнет. И вот мне нужно «лететь» по нему на карабине.

Первые пять этажей ощущал себя в свободном падении – сцепления почти никакого. На середине «пути» проскочила мысль: если сейчас что-нибудь оборвется, даже «мама» не хрюкнешь. В момент полета в области груди что-то в комок собирается. Наверное, душа… От конечностей кровь к сердцу приливает. А все мысли только о карабине. Ну, как не выдержит?! Оторвется?! Сломается?!

– Бывает так, что в последний миг отказываешься выполнять трюк?

– Есть неписаный закон профессии: если внутри что-то «не идет» (хотя ты уже стоишь на краю крыши или пропасти), трюк лучше вообще не делать. И все вокруг тебя поймут – они такое сами проходили. Тем более что дома ждут жена, ребенок…

Шрамы украшают мужчину

– Тогда скажи, что для тебя означает понятие Дом?

– Я – человек кочевой. Но когда у меня появилась жена, а потом дочь, я понял, что семье без дома нельзя.

Конечно, моей Татьяне непросто со мной сосуществовать. От меня вечно пахнет лошадьми или пиротехническими составами, а она преподает балет, с утра до вечера занимается музыкой и танцами, вся такая воздушная, неземная… Тем не менее мы вместе уже семнадцать лет, и чем дальше, тем больше я ею любуюсь. А когда приезжаю со съемок домой весь в синяках и ссадинах, она относится к этому с пониманием.

– И давно ты последний раз приезжал «весь в синяках»?

– Недавно вот вернулся весь помятый со съемок сериала «Эксперты» (продюсер Владилен Арсеньев), где играю китайского тренера. А это, любому несмышленышу ясно, – криминал, проститутки, бандиты, чемоданы денег. Я там самый главный мафиози и говорю по-китайски! Или, точнее, – на ломаном китайском.

Режиссер перебрал массу китайских артистов. Наверное, они лучше меня говорили по-китайски, но ведь еще и сыграть надо… А я, между прочим, еще в МГИМО учился. И когда режиссер узнал, что в свое время я упражнялся в китайском, у него все сомнения отпали. Кстати, в этом сериале немало моментов, когда герои бьются «в живую».

С годами каскадеры начинают трепетнее относиться к синякам. Потому что многие твои друзья-коллеги успевают получить серьезные травмы на съемочных площадках, а кто-то, как, например, Саша Жизневский, первоклассный конник и каскадер, оказываются прикованными к инвалидной коляске. Помните в «Человеке с бульвара Капуцинов» старушку, которой лекарь советовал: «Десять капель до стрельбы», а она плелась к лошади, и потом, влетев в седло, галопом уносилась по прерии? Так вот, этот «бабушкин» трюк и исполнял Саша…

– Бывают у тебя картины без трюков?

– Бывают. Сейчас, например, снимаюсь в фильме «Женщина ищет мужчину для…». Фильм красивый, без мата, убийств и пошлости. Играю директора ресторана. Вся моя роль – это диалог глазами, почти без слов. Ужасно трудная задача – все сказать глазами. Здесь ни за трюки не спрячешься, ни за текст.

Один из эпизодов картины снимался на шикарной океанской яхте. Никогда на таких бывать не доводилось. А какие там каюты! Очень дорогая и очень красивая яхта. На ней можно жить, как в настоящем доме.

Про белого амура и соседский пруд

– Поменял бы свой дом на яхту?

– Вряд ли. Жена иногда говорит: «Может, поедем на море отдохнуть?». А я думаю, какое море?! Дома сел в кресло, вытянул ноги к камину…

У тебя был когда-нибудь камин? У меня не только камина раньше не было, но и крыши над головой. Я, когда ночевал у родителей, спал чуть ли не на балконе. Потому что мой отец – с Кавказа. А это значит, что у тебя дома вечные гости – родственники с детьми, знакомые родственников…

А тут недавно построил себе на севере Подмосковья, за городом Дмитровом, дом. Вот из таких толстенных бревен! И если есть два–три свободных дня, сажаю в машину дочь Марию, ей семь лет, и еду в этот дом.

У нашей соседки Натальи Сергеевны в деревне – большой пруд, облагороженный по всем правилам садово-паркового искусства. Глубина четыре метра, вода чистейшая, Наталья Сергеевна туда белого амура запустила. И мы с Машкой там купаемся. Ну куда Канарам до пруда нашей соседки?!

– А ты был на Канарах?

– Я много где был. В Германии, Норвегии («И на камнях растут деревья»), Болгарии, Польше… Когда работал у Аркадия Исааковича Райкина, мы с его театром все соцстраны исколесили. А Ленинград был нашим вторым домом: по три–четыре месяца в году работали в Северной Пальмире. Потому что местные власти Райкину поставили условие: если он не будет жить в своей квартире, ее отберут.

– Дом твоего детства – каким он был?

– Первое время я жил в Осетии, в домике с земляным полом. Пол подметали, мокрой тряпкой протирали, он был гладким и блестящим. Я по дому умел делать все. В семь лет мог зарезать курицу, ощипать и приготовить обед. А вот зарезать барана силенок не хватало… Я должен был по три–четыре ведра зерен кукурузы налущивать ежедневно. Ладони были синие. А если не налущу – не получу еды. Вот такое трудовое воспитание.

Воспитывал меня дядя – старший брат отца. Когда орел уносил ягненка, к нам прибегали соседи, и дядя многозначительно снимал со стены свой карабин с оптическим прицелом. Можно было быть уверенным, что хищная птица не избежит самой суровой кары…

Первый тост – за святого

– Я была на кинофестивале в Северной Осетии. Запомнилось, что застолье там – всегда особый ритуал. Три аланских пирога, обязательные тосты, следующие в определенном порядке…

– Все так. Мы садились за стол. И по принятой в Осетии традиции, дядя поднимал бокал за святого Георгия Победоносца. Потом выпивали за старших, потом – за тот повод, который собрал всех за столом. Потом за каждого из присутствующих. Разрезались три аланских пирога… И теперь уже в своей семье, когда мы садимся за стол, я говорю спасибо Георгию Победоносцу и моему отцу, которого давно нет в живых. И моя дочь тоже просит разрешения сказать тост «За дедушку». Хотя, конечно, пьет сок. И мне этот тост – как бальзам на душу.

– Самые экзотические условия, в которых приходилось сниматься?

– Это было в картине Андрея Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих». В какой-то момент все артисты поверили, что они – гусары. Мы жили на воле, при лошадях. Умывались ледяной водой из деревянной кадушки, кулаком проломив корочку льда, образовавшуюся за ночь.

– Свою дачу ты сам строил?

– Что-то – сам. По крайней мере, фундамент сам закладывал. Бревна сам заказывал.

– Откуда познания по части того, какие именно бревна нужны?

– Штудировал строительную литературу. Много ходил и смотрел по деревне. Часто приезжал к своему соседу, помогал ему забор поставить, веранду подбить, фундамент подправить. И все время смотрел, как полы стелют, как бревна кладут.

Не поверишь, но два года искал компанию, которая срубит мне дом… То не нравилась цена, то – лес, то – квалификация мастеров. Я ведь уже знал хитрости. Если, например, дом кладут «в лапу», сверху должен быть шип, а внизу – выемка для него. Когда дом сложен, ты не узнаешь, что там, на стыках, на самом деле. И если шипов нет, через какое-то время бревна расползутся. А когда все правильно, что бы с фундаментом ни случилось, дом будет стоять как жесткий каркас.

Когда мои труженики приступали к работе, я сказал: «Два венца сделаете, позвоните. Приеду». – «Да это далеко». – «Все равно позвоните». Они звонят. Я приезжаю. Они меня порадовали: бревна я заказывал 25 сантиметров в диаметре, а они мне сделали 30! «Что, дороже будет?» – «Нет, не будет, – говорит бригадир. – У меня лес был, и его надо куда-то пристроить».

Попросил поднять бревна и показать. А бревно девять метров. Поднимают, и я говорю: «Ну, вот это правильно сделано». Они удивляются: «Мы рубим 12 лет, и ты первый, кто посмотрел». (А в другой конторе бревна клали так, что палец можно было между ними просунуть.) Я когда конопатил, то конопатка даже не вбивалась – щели не было.

Потом говорю: «Половину срубите, позовите». Зовут. Спрашиваю: «Мужики, вы как кладете бревна? У вас то большое бревно, то маленькое. Ступеньки какие-то! Ступеньки на улице должны быть! Это во-первых. А во-вторых, вы знаете, где у бревна север, а где юг? Где кольца плотнее, там северная сторона. И этой стороной надо класть бревно на улицу. Иначе у меня дом начнет гнить лет через семь…». Они сначала ругались, а потом зауважали.

– Владимир, у меня складывается впечатление, что такая тщательность во всем, внимание к подробностям и мелочам сформировались у тебя именно благодаря профессии каскадера…

– Наверное, так и есть. Там мелочей нет, а цена качества твоей работы – жизнь. Но есть и еще одно обстоятельство: хочу, чтобы у моей дочери все было настоящее. Вот, скажем, я беру в руки саблю и чувствую, старинная она или новодел. У вещей ведь есть энергетика, так же как у людей. Я люблю вещи подлинные, чтобы, если это клинок, то он был из XVIII века. Готов даже сам его отполировать и привести в порядок. В жизни человека все должно быть добротным, настоящим – и вещи, и дом, и отношения.

НАША СПРАВКА

Владимиру Хадзибатыровичу Бадову – 52. Он заслуженный артист РФ, член ассоциации каскадеров России, актер театра им. Станиславского.

В прежние годы работал в театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина, в «Сатириконе» под руководством Константина Райкина, в антрепризных спектаклях Владимира Мирзоева (на малой сцене «Ленкома» и других площадках), в театре «Современная опера» у Алексея Рыбникова («Литургия оглашенных»). Исполнитель заглавной роли в рок-опере «Франсуа Вийон».

Среди киноработ Бадова роли в фильмах: «Волшебный чердак», «Зверобой», «Крысиные похороны», «Досье детектива Дубровского», «Марш Турецкого», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья».

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация