И насколько же мы цивилизовались?
На наш традиционный вопрос отвечает Леонид Краснянский, руководитель Департамента инвестиционных программ строительства Москвы.Для меня совершенно очевидно, что рынок недвижимости состоялся. За 10 лет – а это очень короткий срок – он прошел путь, на который многим странам потребовались десятилетия.
Десять лет назад рынка просто не было, а в середине 90-х, когда департамент только создавался, рынок во многом был хаотичен. Отсутствовало законодательное обеспечение, не было четкой процедуры реализации инвестиционных проектов, не в полной мере были защищены права граждан. Московский стройкомплекс столкнулся с огромным количеством проблем: безработицей, долгами по зарплате. Отрасль находилась на грани банкротства.
Но рынок развивался – развивались и мы. Наверное, кризис 1998 года многое поставил на свои места. Профессионалы поняли, что рынок требует глубокого анализа с учетом самого широкого спектра факторов, влияющих на его развитие, а также четкого определения роли всех его участников, включая государство.
Сегодня рыночная ситуация во многом поддается прогнозированию. Спрос и предложение, соотношение цены и качества стали реальными рыночными инструментами. В несколько раз вырос объем инвестиций в московскую недвижимость. По оценкам западных аналитических агентств российский рынок real estate входит в пятерку самых привлекательных для вложения средств.
Для успешного привлечения инвестиций необходимы правовые механизмы, которые могли бы резко сократить количество получаемых ведомственных согласований условий застройки и уменьшить сроки строительства. Это снизит издержки инвестора и станет объективным основанием для снижения цен на жилье, что сделает его более доступным для людей. Ведь не может быть цивилизованного рынка без социальной составляющей. Многие москвичи нуждаются в помощи со стороны города при решении жилищных вопросов – в первую очередь те, кто до сих пор живет в коммуналках, пришедших в негодность пятиэтажках, или в полуразрушенных домах исторического центра города. Поэтому все структуры строительного комплекса Москвы и принимают участие в реализации муниципальных программ.
Принципиально важное значение для эффективного оборота недвижимости имеет свободный переход прав на недвижимость, прозрачность и простота совершения сделок. В Москве четко работает институт регистрации прав на недвижимость, однозначными становятся процедуры установления таких прав и оформления сделок, снижаются риски утраты прав собственности, создаются механизмы защиты прав самих собственников и добросовестных приобретателей недвижимого имущества.
Но и проблем очень много. К примеру, неэффективны пока механизмы управления жильем. По-прежнему значительная доля стоимости коммунальных услуг дотируется из городского бюджета. Жилищно-коммунальная реформа пробуксовывает, в том числе и из-за отсутствия конкуренции в сфере обслуживания и эксплуатации жилья.
В зачаточном состоянии у нас находится ипотечное кредитование – тот самый механизм, который успешно функционирует практически во всех развитых странах и который помогает решить главную социальную задачу – обеспечение жильем своих граждан.
Но проблемы для того и существуют, чтобы их решать. Главное – взять правильное направление и помнить, что рынок – это сложный и жесткий механизм, которому присущи вполне определенные правила игры, им нужно не только слепо следовать, но и уметь их предвидеть.