Сезонное дело
Сдать квартиру, чтобы получить кое-какой доход, – дело если не обычное, то все-таки хорошо понятное. Как говорят в таких случаях специалисты, процедура стандартизирована.
Совсем другое – сдать дом. Если это не комфортабельный коттедж в охраняемом поселке, если он лишь частично благоустроен, то прогнозировать успех начинания довольно сложно. Да, и такие дома снимают, чтобы жить в них постоянно, даже зимой. В основном небогатые приезжие, желающие поработать в Москве. Шансов сдать такой дом немного, но они есть, если место жительства находится хотя бы в 30–40 км от Москвы.
Все остальное можно сдать скорее лишь на лето. Причем риэлторы вряд ли придут на помощь: все, что сдается по цене ниже 1 тыс. долларов, не представляет для них интереса.
Без справки хоть шерсти клок
Особенность загородного рынка такова, что лишь 30% загородных домов зарегистрированы и хозяева этих объектов имеют свидетельства о праве собственности нового образца. Все остальное существует как бы нелегально, на основании старых справок, выданных сельсоветами и предприятиями, использовавшими в годы социализма территории области как дачные. Продать такие строения, не обзаведясь документами, невозможно. Поэтому старые владельцы рады предоставить их в аренду хотя бы на дачный период.
Свежий пример – история такой аренды, рассказанная одним журналистом, пожелавшим устроить семью на лето в дачном месте. Поиск дома начался с покупки газеты. Небольшой дом размером 3х5 находился на участке 20 соток в часе езды от Москвы. Как выяснили у пожилой его владелицы позже, продать дом по указанным выше причинам было невозможно, поэтому старались сдать хотя бы на летние месяцы.
Цена 20 тыс. руб. на весь сезон показалась арендаторам вполне приемлемой. Кроме участка в 20 соток, дом был оснащен электричеством, во дворе – колодец. Место живописнейшее. Так что лето прошло замечательно, и в планах знакомого семейства аренда дома на лето остается вполне актуальной.
Договора об аренде при этом никто не заключал. Что не вполне правильно: попасть в неприятное положение могли обе стороны. Арендатор – если бы пожилая хозяйка дома, взяв 20 тыс. руб., через неделю привела новых постояльцев. Арендодатель – если бы в доме начались безобразия или дачники просто проявили нежелание съехать вовремя.
Февраль: горячее время сделок
Стороны ведут себя более цивилизованно, стремясь зафиксировать обязательства на бумаге, если речь идет об аренде дорогого объекта недвижимости. На этом рынке существует более понятный уровень цен, да и в деле, как правило, участвуют риэлторы, которые и осуществляют поиск клиентов, и оформляют сделку.
В компании Soho Realty, работающей с объектами, стоимость аренды которых составляет 3 тыс. долларов в месяц, говорят, что в Подмосковье ощутим дефицит современных коттеджных поселков, предназначенных для аренды. Очень востребованы дома безупречного качества строительства площадью 400–1000 кв. м с большими земельными участками (особенно в лесу), недалеко от Москвы.
Найти подобное предложение сегодня довольно проблематично. И клиенты готовы простаивать в очереди несколько месяцев. Спрос на подобные объекты в 2–3 раза превышает предложение.
Профессионалы подчеркивают, что рынок аренды загородного жилья – единственный сектор рынка недвижимости с ярко выраженной сезонностью. Более половины сделок на рынке аренды загородных домов в поселках приходится на период с февраля по апрель. К концу весны цены на незанятые дома увеличиваются в 1,5 раза. Однако в сегменте дорогого жилья подобная сезонность несколько сглажена.