По Авиационной – все на высоте, потому что жители чувствуют себя хозяевами
«Не померкнет память о подвиге участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, героически защитивших человечество от смертельной опасности 26 апреля 1986 года».
У этой мемориальной доски, как и у доски памяти воинов-афганцев, на стене дома 68 по улице Авиационной в любое время года лежат живые цветы. Однако дом и двор примечательны не только этим.Рекордами Москву не удивишь – любая новостройка в последние годы хоть в чем-то, но обязательно тянет на рекорд: числом этажей, уровнем отделки, размером окон… Однако эта девятиэтажка, сооруженная пару десятилетий назад, и по столичным меркам рекордная. В ней – 15 подъездов, жилое здание тянется полукилометровой стеной, а двор и того длиннее. Кто-то тогда проектировал строительство так, что между домом и промышленно-торговой зоной остался узкий коридор, жестко ограниченный мощными бетонными заборами. В общем тут по части благоустройства разгуляться сложно.
И все-таки работники муниципального участка № 3 ДЕЗа района Щукино исхитрились использовать даже это неудобное со всех планировочных точек зрения пространство так, чтобы превратить его в место, удобное для проживания людей. Кстати, сам участок находится в этом же доме 68, работники «коммуналки» могут в любое время выйти во двор и помозговать, что в нем еще можно привести в порядок, что реконструировать.
Ну, бетонные ограды никогда и ничей глаз еще не радовали. Их медленно, но верно закрывали деревьями и кустарником. И знаете, во многом двор удалось облагородить, хотя осенью, когда опадают вьющиеся растения, бетон, конечно, назойливо напоминает о себе. Ничего, изнутри двора заборы аккуратно выкрашены, кое-где детворе разрешили выполнить рисунки в модном среди тинейджеров стиле граффити.
Сложно в таком узком дворе расположить лавочки для пожилых людей и аттракционы для малышей. Однако и тут нашли, как решить проблему. Лавочки – оригинальной конструкции, в антивандальном исполнении – приподняли на крыльцо у каждого из подъездов. С качелями-каруселями, каталками и лестницами тоже поступили просто: их расставили в достатке по всей протяженности двора, несколько отдалив от лавочек. Автор этих строк попал на Авиационную в то время, когда старшие уже пришли с работы, а младшие – из школ, детсадов и ясель. Бабушки-пенсионерки, чинно рассевшись у подъездов, обсуждали новости и попутно приглядывали за внуками и правнуками.
– А как же домашние дела? – спрашиваю у женщины, назвавшейся Марией Андреевной Глаголевой. – Ведь и в магазин, наверное, сбегать надо, и на рынок…
– У нас за углом есть все, – отвечает, – от хлеба до стирального порошка.
Действительно, совсем неподалеку от дома расположился целый торговый комплекс из передвижных киосков-тонаров. Их здесь без малого полсотни, на прилавках, кроме полного набора продуктов питания, любые товары хозяйственного и бытового назначения. Рядом – недавно открытый, оснащенный по последнему слову торговой техники центр «Шукино», продовольственный рынок, а через дорогу – гастроном «12 месяцев». Все «завязано» так, что жителям многих окрестных улиц не приходится, идя с работы, менять маршрут и колесить по округе, чтобы полностью скупиться для дома, так сказать, для семьи. И это – следствие целенаправленной политики, проводимой местными властями и в этом, и во всех других районах Северо-Западного административного округа.
Все в принципе достаточно просто. При выдаче лицензий на право заниматься торговой деятельностью и разрешений на то, чтобы занять определенное место для торговли, районные управы ориентируют владельцев киосков и продавцов: следует избирать места, наиболее приближенные к месту жительства людей. Это – раз. К тому же предпочтение отдается тем, кто готов торговать все 24 часа в сутки и делать прибыли не на, простите, пойле, а на товарах, которые необходимы трезвому большинству. Между прочим, сейчас наши отечественные предприниматели потихоньку начинают понимать: покупателя надо привлекать не только умеренными ценами и качественным товаром (хотя это, разумеется, главное), но и дополнительными услугами. Каждый придумывает свои маленькие хитрости. Одни, скажем, продают в определенное время свежий хлеб по дворам, прямо у подъездов. Другие делают скидки при покупке товаров на определенную цену. Третьи…
Малыши из домов на улицах Авиационной, Новощукинской, Маршала Василевского и других, прилегающих к торговому центру «Алые паруса», буквально тащат родителей за руку именно сюда. Впервые в столице рядом с обыкновенными тележками для продуктов стоят маленькие машинки с багажниками-тележками. Ребенок, пока мама или папа ходят по торговому залу и расплачиваются в кассе, успевает вдоволь накататься в оригинальном автомобильчике.
– Мой Димка, – рассказывает мать пятилетнего забавного карапуза Татьяна Зеленина, – после такого катания согласен спокойно посидеть в песочнице в нашем дворе. Где живем? Тут же по соседству, на Авиационной, рядом с пятнадцатиподъездным домом. Часто ходим гулять в тот двор, там больше димкиных ровесников, ему веселее.
… Вернемся и мы к дому 68. У одной из дверей, расположенных по фасаду, знакомлюсь с человеком, у которого на груди – знак ликвидатора аварии на ЧАЭС. Представляется:
– Подполковник запаса Виктор Евецкий. Живу не здесь, а в противоположном конце Москвы, но сюда приезжаю очень часто – в музей памяти ликвидаторов.
Виктор Данилович подробно рассказывает, с каким уважением относятся местные жители к «чернобыльцам», как в память о них здесь сажали недавно молодые деревья.
– Вот это, это и это, – показывает, – посажены мной. Это сажали жители дома номер шестьдесят восемь. Вообще здесь народ хороший. Чуть подальше от музея и мемориальной доски – обелиск в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Там тоже всегда цветы. Мой отец Даниил Андреевич прошел войну от первого до последнего дня с перерывами на ранения и госпиталя. В сорок первом его рота приняла бой на окраине столицы совсем неподалеку отсюда, так что цветы у обелиска – знак уважения к памяти и его фронтовых товарищей. Меня особенно трогает, когда вижу у этих двух памятников детей и молодых ребят. Говорят, будто наш народ очерствел душой. Неправда. Приезжая сюда, я познакомился с некоторыми жителями и вижу, что они отзывчивые и совсем не беспамятные люди. Обратите внимание: время вечернее, в такие часы по дворам часто гуляют подростки, которые ищут приключений. Здесь такого нет, потому что люди сами участвовали в наведении порядка в своем доме, а свой труд всегда бережешь, не дашь хулиганам испортить скамейку или сломать дерево.
Ну, тут, очевидно, есть и еще один немаловажный сдерживающий фактор, кроме сознательности и неравнодушия жителей. Практически над каждым подъездом жилых зданий по улице Авиационной прибита табличка: «Граждане! Ваш дом расположен по административному участку отделения милиции № 99. По вопросам правопорядка вы можете обращаться к участковому инспектору Новикову О. С. (адрес, номер телефона) в общественный пункт правопорядка, расположенный (опять-таки адрес – номер дома и подъезда)…
Уважаемый читатель, а вы знаете имя своего участкового? А адрес общественного пункта правопорядка? Я в своем округе столицы, к сожалению, – нет. В СЗАО дело поставили так, чтобы инспектора знали на своем участке жителей, особенно из числа так называемых неблагополучных. Жители же знают своих инспекторов. Сам я неоднократно убеждался в этом, когда необходимо было разыскать этот самый общественный пункт. Непременно находился человек, который не просто показывал дорогу, но и брался проводить до самых дверей.
К тому же правопорядку во дворах и подъездах способствует активная работа смешанных патрулей. Вместе с сотрудниками милиции дежурство на отведенных им участках ведут народные дружинники (в Северо-Западном округе давно восстановлен этот институт) и сотрудники частных охранных предприятий. Маршруты и графики перемещения этих смешанных патрулей составлены так, чтобы ни один двор, ни одна придомовая территория не оставались надолго без надзора. Должен засвидетельствовать – помогает. Во всяком случае в подворотне своего двора, расположенного в самом центре, встречаю юную агрессивную шпану намного чаще, чем на Северо-Западе – по всем принятым меркам, окраинном.
… Присел я после хождений по Щукину в одном из дворов на удобную скамью. Закурил. Неподалеку болельщики, – что называется, «от пионера до пенсионера» – горячо обсуждали итоги последнего тура футбольного первенства. Хорошо все-таки, когда твой двор становится действительно твоим. Местом общего труда и общего отдыха. Если хотите – клубом. Где еще общаться многим горожанам, живущим в огромных каменных коробках?