Пешком по золотой Москве
Все стало золотым – и кофе «gold», и театральный фестиваль «Золотая маска», и листья на деревьях, а вот теперь еще и Золотой остров появится в центре Москвы. Оставим первичные ассоциации и представим себя простым «московским гулякой», не считающим деньги в чужом кармане. Тем более, что именно из этого не бюджетного кармана будут оплачиваться все преобразования, которые превратят остров Балчуг в Золотой остров.
Мысль о создании вокруг Кремля некой туристско-рекреационной зоны – «Золотого кольца Москвы» – возникла еще в конце 90-х годов. В территорию, долженствующую стать любимым местом паломничества местных и иностранных граждан, вошли практически все десять районов Центрального округа одним либо двумя кварталами исторической застройки, приближенной к Кремлю. Площади Лубянская, Славянская, Варварских и Пречистенских ворот; Москворецкая, Кадашевская, Берсеневская, Якиманская набережные; улицы Кузнецкий мост, Большая Лубянка, Балчуг, Пятницкая, Волхонка, Колымажная; переулки Климентовский, Большой и Малый Толмачевский, Знаменские, Староваганьковский, Романов, Никитский, Камергерский… Словом, те самые московские улочки со старыми зданиями, куда так тянет истинного москвича, и куда он, в свою очередь, тянет гостей столицы.
Кольцо замкнется островом
Есть еще в нашем городе на что посмотреть и где побродить. Есть свой, особый дух в непомпезных кривых переулках. И простор набережных. И разностилье старого центра, где, как в слоеном пироге, какой только начинки не намешано. Но Париж в год принимает около 20 миллионов туристов, Рим – 25 миллионов, а Москва выше двухмиллионной планки не поднималась. Прежде всего, сочли столичные власти, это связано с уровнем комфорта. Ведь что нужно заезжему человеку? Чтобы было, где жить. Чтобы за самым интересным не надо было ехать за тридевять земель, а располагалось это неподалеку от дома. Чтобы одна прогулка могла охватить максимум интересных мест. Чтобы было где перекусить, посидеть-отдохнуть и, скажем, что-то приобрести. Чтобы не мучиться, переходя дорогу в транспортной толпе. А также внятные указатели и, простите за выражение, туалеты.
В программу «Золотого кольца» вошли 15 пешеходных туристских маршрутов, должные всеми этими свойствами обладать. Посередине их большей частью пролегла Москва-река и остров Балчуг.
Память о сладком
Проект «Золотой остров» предполагает реконструкцию всей западной части Балчуга – от стрелки с памятником Петру Первому до Большого Москворецкого моста. Общая площадь строительства составит около 1 миллиона квадратных метров. Около половины площадей расположатся под землей и под водой.
Прежде всего, с территории острова планируется вывести кондитерское производство. Фабрика на Берсеневской набережной была открыта немцем Фердинандом Теодором фон Эйнемом в 1871 году. В 1922 году была наречена «Красным Октябрем», да так им и осталась. К нашему сладкому наследию, стелющему по кремлевским набережным такой неповторимый аромат, власти обещают подойти бережно: снести только постройки, возведенные в 70-х годах, сохранить бренд и перенести производство на территорию кондитерского концерна Бабаевский на Малую Красносельскую улицу, а в исторических цехах устроить Музей шоколада с показательной «конфетной» линией.
Мосты и площади
Мост, идущий от Храма Христа Спасителя и упирающийся сейчас в «Красный Октябрь», будет соединен с мостом через Водоотводной канал. Выглядеть это, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, будет примерно так: «Мы идем от Храма Христа Спасителя по высокому мосту (пролет до 15 метров), переходим реку, и перед нами, спускаясь ниже и ниже, находятся три площади. Далее высокий мост над протокой и спуски вправо и влево – к Парку искусств или Третьяковке». Сделают и выход на Якиманку, то есть к началу Ленинского проспекта. С двух сторон мост будет обрамлять гостиница, этажностью не превышающая окружающую застройку. Все ее вспомогательные службы – рецепция, рестораны, торговля – уместятся под мостом. Одной из главных «фишек» будет вид из номеров: Храм Христа Спасителя, Кремль, Якиманка. (В перспективе под мостом предполагается и станция метро, связанная подземным пространством с «Ударником»). Созерцать сердце столицы можно будет также и с избавленной от транспорта и превращенной в пешеходную Софийской набережной.
Под Репинский сквер не подкопаться
По плану, транспорт максимально выводится с надземной части острова – в частности, за счет подземного пространства. Разработан проект подземной автостоянки – от памятника Петру до Каменного моста – на 800 машин. Планируется такой же величины подводный паркинг.
Несмотря на решительные преобразования, город наш в этих краях, по мнению Александра Кузьмина, сохранит свой дух и прелесть. И новшества должны наше московское своеобразие только подчеркнуть, дать возможность любоваться им беспрепятственно. В неприкосновенности останутся памятники архитектуры: здание Патриархии, домик английского посла, Дом на набережной, бывший императорский яхт-клуб (в просторечии – гребная база на Стрелке), исторические корпуса «Красного Октября». Не утратит ни одного из деревьев Репинский сквер (хоть и хотели под него подкопаться), зато перейти Болотную площадь благодаря подземным пространствам станет значительно легче.
Нотр-Дам на стрелке
Вся застройка не будет превышать историческую: вдоль канала двух-трехэтажные здания, а вообще максимум – шесть этажей. Небольшие пешеходные мостики, набережные с лавочками. Вдоль протоки – небольшой бульвар. Косая улочка, долженствующая напоминать парижскую Сан-Луи, ведущую к Нотр-Дам де Пари, приведет на оконечность Стрелки, к Петру. Окажется на туристской тропе и держащееся особняком Замоскворечье.
А увидеть Золотой остров во всей красе мы сможем уже через три года.