Аварийный дом – опасное соседство
Предложенный правительством механизм решения жилищной проблемы дает сбои. Хандрит едва ли не самый ответственный узел – система выделения участков под строительство. Подготовленных площадок хронически не хватает. А нет площадок – нет и открытых аукционов, нет конкуренции, нет дополнительных инвестиций. В итоге – нет квартир.Чтобы устранить административные барьеры и создать условия для увеличения объемов жилищного строительства, Госдума предлагает «смазать» процедуру выделения участков внесением изменений в Градостроительный кодекс и ряд других правовых актов. Соответствующий закон был принят на прошлой неделе в первом чтении. Документ впечатляет своей монументальностью. В нем почти 70 страниц, изменения вносятся в 35 федеральных законов.
В числе наиболее значимых новшеств первый заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Виктор Ельцов называет введение единой государственной экспертизы проектной документации взамен почти десятка ныне проводимых. Прочие виды экспертиз объявляются вне закона. Устанавливается закрытый (то есть ограниченный) перечень различных согласований. Выделение участков под строительство жилья для очередников допускается вне рамок открытого аукциона. Иначе получается, что социальных программ в субъектах Федерации довольно много, а земли под них нет. Точно так же разрешается запуск в оборот федеральных земель для целей муниципального строительства. Документ велик, и список можно продолжать долго.
Оставалось бы только пожелать успехов думцам в их стремлении навести порядок в строительном законодательстве, если бы не два «но».
Первое связано с тем, что сейчас уже совершенно очевидно существование на местах в среде застройщиков и чиновников структур, откровенно заинтересованных в сдерживании роста объемов строительства. Таким образом они повышают коэффициент полезного действия в деле укрепления собственного материального благополучия. Ими действительно выстроен частокол из всякого рода препон, прежде всего при выделении и подготовке участков. Предположим, что закон устранит десяток-другой бюрократических рогаток. Положение после этого кардинально улучшится? Вряд ли. Скорые на такого рода трюки чиновники тут же изобретут новые. И строить по-прежнему будут меньше, чем можно, и, самое главное, нужно.
В Комитете уповают на то, что бюрократам потребуется какое-то время на освоение новых технологий торможения, а Дума, в свою очередь, предложит новые типы смазок. По словам Виктора Ельцова: «Мы осознаем, что проблема действительно не решается этим законом до конца. Работа по его совершенствованию будет продолжаться. Мы не в конце пути». Так-то оно так, но получается, что депутаты все время отстают на темп. А главное, они борются с симптомами и не лечат саму болезнь, не уничтожают инфекцию. Как говорят медики, это временно облегчает состояние больного, но не ведет к излечению.
Второе «но» весьма эмоционально обрисовала депутат Галина Хованская. Ее беспокоит новое понятие «развития застроенных территорий в целях жилищного строительства», вводимое в Градостроительный кодекс. К таковым территориям относятся давно обжитые участки, где хотя бы половина домов относится к аварийным или ветхим. Решение о «развитии» может быть принято «по инициативе физического или юридического лица». Таким образом, любой коммерсант-застройщик, которому понравилось какое-то место для своего бизнеса, может дать пинка жителям только на том основании, что рядом (подчеркиваю, – рядом!) стоит аварийный или просто малопригодный для жилья дом. И плевать он хотел на Гражданский, Жилищный и Земельный кодексы, вместе взятые. В результате и без того непростая проблема сноса может еще более обостриться.
В профильном Комитете по строительству соглашаются, что Хованская в какой-то мере права. Но для того и есть второе чтение, «там мы должны дать ответ на все эти вопросы».
Остается ждать, каков он будет, этот ответ.
Сергей Домнин