04:37:42
13 июля 2024 г.

Григорий Гладков: «Дома из детства во всех городах одинаковые»

В гостях у звездыЕго жизнь – поезда, самолеты, города, гостиницы. Поэтому, наверное, он ценит покой и тишину. Хотя тишина для этого композитора – до первого телефонного звонка. Звонят поэты и просят: «Музыки!» И кто знает, когда появляются добрые, светлые легкие мелодии. Как, например, его «Пластилиновая ворона» для одноименного мультика, которую уже более двадцати лет напевают такие же веселые, как и он, люди.– Григорий Васильевич, что для вас значит ДОМ?
– Место, где сочиняешь, успокаиваешься или готовишься к схваткам с миром. Дом – действительно, крепость.
– Каким был дом вашего детства?
– Я жил в разных домах. И пока не поселился там, где двор так похож на двор моего детства, чувствовал себя неуютно.
– С этого момента, если можно, подробнее…
– Придется вспомнить времена перестройки. Моим девизом тогда стала чуть измененная чеховская фраза: надо по капле выдавливать из себя… «совок». Я даже трактат об этом написал. «Совок» – это не просто советский человек, а тот, который ничего не может, у которого самостоятельность на нуле. Вот мы раньше покупали квартиру в ЖСК и, заплатив свои же деньги, не знали, где будем жить, какой этаж дадут. Человек сам не мог выбирать… И туфли, и брюки мы носили только те, которые по большим праздникам «выбрасывали» в магазины, да еще отстаивали за ними огромные очереди. За свои деньги, заметьте! Так вот, я решил, в конце концов, поселиться там, где хочу. Ездил на машине по Москве, прислушивался к себе: нравится это место или нет? Наконец, выбрал и купил квартиру в пятиэтажном доме без лифта. Стены там толстые, потолки три метра, а главное – деревья вокруг выше самого дома! И мне стало уютно. Ведь в Хабаровске, где прошло мое детство, есть такие же дома и дворы…
– А как случилось, что вы стали почетным жителем сразу двух американских городов? За что «вас так», если не секрет?
– За песни для детей. Один американский музыкант, Джон МакКачин пригласил отправиться с ним в тур с концертами. Он, обладатель двух «Грэмми», пел мои песни для детей… Люди этой страны очень правильно относятся к подрастающему поколению. Они уверены, что упусти что-то в воспитании хотя бы одного поколения, – это похуже атомного взрыва будет. Вот за то, что я в своей стране пишу песни для детей, как они говорят, являюсь автором «family-песен», американцы во время тура сделали меня почетным жителем сразу двух своих городов.

Надо, чтобы помнили

– Вы работали со многими талантливыми и интересными людьми. Что запомнилось?
– Однажды, когда мы работали над записью сказок, Семен Фарада рассказал, что в детстве он жил в одной коммунальной квартире вместе с Владимиром Ресиным. Хочу воспользоваться случаем и попросить Владимира Иосифовича через вашу газету помочь этому замечательному актеру. После первого инсульта я предложил Семену записать свой голос на пленку, чтобы он сохранился для потомков. Тогда он приехал ко мне домой и записал ковбойские сказки. Я его сфотографировал с банджо и в шляпе. Сейчас Фарада уже не может говорить. Эта запись – просто уникальная, надо бы ее выпустить, чтобы Семен мог услышать свой голос…
А еще я часто вспоминаю Леонида Филатова…
– Расскажите о нем.
– Записывали как-то музыку к мультфильму «Про Веру и Анфису» на стихи Эдика Успенского. Текст первой серии читал Олег Басилашвили. Для второй решили попробовать Леонида. А он пришел и спел песню на стихи Успенского:
«А в воскресенье в нашем дворе
Лавки, качели и все в детворе,
Пляшут, смеются и бьют по мячу,
Как же вернуться я в детство хочу».

Спел и заплакал…

О друзьях-подпольщиках

– Григорий Васильевич, как работается с Эдуардом Успенским? И что-нибудь о вашем пластилиновом «детище»…
– Вы о «Вороне»? Песенка о ней переделана из басни Крылова и очень нравилась инженерам по технике безопасности за такие строчки:
«Не стойте, и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство, и где подвешен груз».
Потом с Эдуардом Николаевичем мы вместе работали над телевизионной программой «В нашу гавань заходили корабли». Там были собраны песни, никогда не звучавшие ни по радио, ни по телевидению, и вместе с тем которые были душой народа!
Первые песни записывались в моей старой квартире на Проспекте Мира. И тогда я сказал Эдуарду Николаевичу: «Почему у меня? В доме и домофона нет, и в подъезде водку пьют, а на запись ходят такие большие актеры – Зиновий Гердт, Ирина Муравьева, Меньшов, Чернов, Варлей… А вы, Эдуард Николаевич, живете в новой квартире, где под вами – сам Юрий Михайлович Лужков!» На что Успенский, улыбнувшись, ответил: «Мы начинаем новое дело и должны чувствовать себя, как подпольщики. Поэтому будем записывать у тебя»…
– Записали?
– А куда было деваться…

Дик пропал!

– Что за история у вас была с собакой? О ней в газетах писали…
– Однажды я подобрал бродяжку. Черного бездомного пса, которых в Москве тысячи по улицам бегают. Выходил его, потом мы вместе участвовали в передаче «Кантри-клуб». Дика я не раз выручал из беды, – он ведь продолжал гулять по улицам. Один раз попал в ветлечебницу – в клетку его посадили. Пришлось освобождать несчастного пса. Несколько раз Дик убегал, я написал в «Московский комсомолец», там дали его фотографию с заголовком «Дик пропал!». Я тогда еще написал: «Дик! Тебя не бросят!», держись, мол, мальчик, я тебя найду, и не одну косточку мы еще съедим вместе… И представляете, вся Москва, мои друзья и просто незнакомые люди искали Дика по всему городу.
Через неделю пес нашелся. Позвонили какие-то ребята-носильщики с Киевского вокзала и сообщили, что у собаки перебита лапа, и он откликается на кличку Дик.
Я приехал на вокзал, это был действительно Дик. Мы все вместе сфотографировались. На пса кто-то надел бейсболку, а в газете на следующий день появилось: «Дик нашелся!»
– Он сейчас с вами?
– Нет, жена увезла его в Америку. И когда я попал туда с гастролями, пес не бросился ко мне, он был очень насторожен. Я тогда сказал ему: «Ты знаешь, что мы друзья, а друзья друг друга в беде не бросают». Тогда собака легла мне в ноги – так и лежала, пока не пришло время прощаться.
А когда завел машину, Дик завыл. Как волк. Даже отъехав на три километра, я слышал этот вой. Пришлось вернуться и сказать: «Ты извини, так сложилась жизнь. Но тебя всегда буду любить». Обнял его, и он снова завыл… Через какое-то время я получил фотографию, на ней Дик рекламировал собачью еду. А потом мне сообщили, что он умер, и где похоронен. Вот такая печальная история.

Типичный горожанин

– Да, печальная. Давайте о чем-нибудь более веселом… О комфорте, например. Что мешает чувствовать себя комфортно?
– Не люблю, когда в доме ремонт. Когда меняются обои, переставляется мебель. У меня же такая профессия, что все постоянно меняется: страны, лица… Хочется, чтобы было место, где все остается по-прежнему.
– А что – ремонт делаете сами?
– Нет, жаль на это тратить время. Приглашаем профессионалов.
– Ваш стиль?
– Ретро. А вообще я – типичный горожанин. Зимой живу в Москве, летом на даче, где все – деревянное и вокруг много деревьев…

НАША СПРАВКА:

Гладков Григорий Васильевич родился 18 июля 1953 года в Хабаровске. Автор музыки к популярным теле- и радиопередачам, мультфильмам, спектаклям, документальным и художественным фильмам. Лауреат международных фестивалей мультипликации, Академик Академии авторитетов фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», лауреат многочисленных фестивалей авторской песни. Автор музыки к самой популярной телепередаче про собак «Дог-шоу», «Я и моя собака» и телепередаче для детей «Спокойной ночи, малыши!». Много работал с детским писателем Эдуардом Успенским («Пластилиновая ворона», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки», «В нашу гавань заходили корабли»).
Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация