И насколько же мы цивилизовались?
Директора компаний, работающих на рынке недвижимости, продолжают отвечать на вопрос, сформулированный в заголовке. Предыдущие публикации в газете «Квартирный ряд», №№ 31, 33, 35.Владимир Демура, вице-президент ЗАО «ФСК «Конти»:
– Не могут быть люди цивилизованные, а рынок не цивилизованный, или наоборот. Это взаимосвязано: уровень цивилизации рынка соответствует тем ценностям и нормам, которые выработало общество. В столичных городах на рынке недвижимости обозначились более четкие правила ведения бизнеса, что позволяет эффективно заниматься строительством и реализацией жилья. Но ситуация в регионах на рынке строительных услуг разная. Это, кстати, имеет и свои плюсы, так как способствует запуску инвестиционного механизма жилищного строительства в регионах, интеграции новых технологий и строительных решений, вовлечению в работу местных специалистов. Важно, чтобы мощный строительный потенциал регионов был реализован в кратчайшие сроки, и вместе с тем отвечал интересам и возможностям людей разного достатка. При этом должна исключаться возможность афер и обманов. Именно такой подход можно считать признаком цивилизованных отношений в обществе.
Вадим МОХОВ, председатель совета директоров группы компаний «Статус»:
– Рынок где-то на полпути к цивилизованности. Что-то, конечно, развито, но не все. В законодательном плане мы за 10 лет продвинулись вперед сильно, а вот взаимоотношения между компаниями оставляют пока желать лучшего. И хотя общественные организации (МАГР и РГР) стараются помочь фирмам преодолевать разного рода трения, но в период обострения конкурентной борьбы говорить о цивилизованности достаточно сложно. Идет передел рынка, поэтому и действуют не всегда по-джентльменски.
Возьмем отношения между фирмой и клиентом. Здесь сделан в сторону цивилизованности большой шаг, но мы не можем пройти за 10 лет столетний путь развития. Если же сравнивать рынок в самом начале пути и сегодня, то налицо разительные перемены. Вначале население риэлторов вообще не воспринимало. Сейчас же люди начали понимать, за что они платят деньги и что проводить сделку с риэлторами действительно проще и безопаснее.
Клиент стал безусловно более грамотным. Не редки случаи, когда в сделке со стороны клиента участвует еще и юрист. А грамотный клиент и держит в тонусе риэлтора.