23:30:44
11 апреля 2021 г.

Переэкзаменовка для тех, кто не выучил новые правила предоставления услуг ЖКХ

ЖКХЕсли хочешь, чтобы тебя хорошо обслуживали, – «требуй долива пива после отстоя пены». Кто отвечает за то, чтобы содержание дома и коммунальные услуги стали качественными? Вопрос для собственников жилья в преддверии 1 января 2007 года важнейший. Где гарантия, что жилищная организация или управляющая компания себя оправдают? Юристы и коммунальщики пытаются спрогнозировать, к чему приведет предстоящий выбор…Об особенностях применения «Правил предоставления коммунальных услуг»
(постановление правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307) при различных способах управления домом продолжает рассказывать (см. № 31 от 3 августа
2006 г.) Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города», один из разработчиков этого документа.
Услуга = качество
«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», наконец, разрешили вечный спор юристов и коммунальщиков на тему: ресурсоснабжение – это товар или услуга? Гражданский кодекс, например, подачу энергии по сетям называет энергоснабжением. Энергия – товар, передача энергии – услуга, а все вместе – это энергоснабжение. Но поскольку электроэнергетика реформируется, то энергоснабжение в общем случае дробится на генерацию, транспортировку и сбыт.
Нынешние правила не только устанавливают перечень необходимых гражданам коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление), но и называют основной их признак: подача ресурса должна обеспечить комфортное проживание граждан в жилом помещении.
Для жителей это значит, что с момента вступления в силу этих правил за предоставление всех коммунальных услуг в доме отвечает одно лицо. Причем, не имеет значения, производит или приобретает исполнитель эти коммунальные ресурсы. Он должен отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных систем в любом случае.
Это хорошо видно на примере отопления.
Раньше теплоснабжающая организация давала определенное количество гигакалорий и выставляла счет на оплату. Ее не волновало – тепло ли в вашей квартире или все ушло в форточки и щели… Теперь одна организация отвечает перед потребителем как за подачу тепла, так и за содержание сетей, по которым это тепло подается. То есть за то, чтобы в отопительный сезон у вас в комнате было 18 градусов.
Управляющая организация несет такую ответственность на основании договора управления. И если температура в вашей квартире окажется ниже, вы будете разговаривать только с ней, а при управлении товариществом или кооперативом – с представителями аппарата своего ТСЖ/ЖСК.
Дешевле ли управлять самому?
Появился новый тезис: выбирайте способ непосредственного управления домом, чтобы сэкономить на услугах управляющего и не отвечать за долги соседей. Что же на самом деле произойдет с коммунальными услугами при этом способе управления?
В случае выбора собственниками способа непосредственного управления на каждый вид коммунальной услуги каждый из собственников будет заключать с ресурсоснабжающей организацией отдельный договор. Точнее два: на предоставление коммунальных услуг и на содержание и ремонт соответствующих внутридомовых сетей. Например, Мосводоканал будет не только подавать воду в жилые помещения, но и содержать сети и оборудование дома, обеспечивающее подачу воды в квартиры.
Здесь возникают две проблемы. Первая – заключить эти договоры правильно и своевременно. Если вы не привлекли, согласно договору, тот же водоканал для содержания и ремонта «внутрянки», его деятельность не подпадет под определение «коммунальной услуги», а станет всего лишь ресурсоснабжением. То есть правила эти на него распространяться не будут. Тогда водоканал подаст воду до стены дома, а что с ней случится дальше – дело не его. Нужны ли вам такие отношения – решайте сами…
Другая проблема: главное преимущество новых «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» – ответственность перед вами одной организации. Но если таких исполнителей будет много, то вам придется контролировать их всех по отдельности. Для этого придется приложить немало сил или надеяться на авось. Управляющий-профессионал должен справляться с такими проблемами эффективнее. При непосредственном управлении, кроме договоров на каждый вид коммунальных услуг, вам придется заключать договоры на вывоз мусора, обслуживание лифта и т. д., и т. п. Возможно, это что-то и сэкономит. Но точно не силы и время.
Контроль за качеством «коммуналки» сегодня у нас и так очень низкий. А простому гражданину, не имеющему специального образования, проследить за работой нескольких организаций сложно. Кроме того, в непосредственном управлении заложено много возможных конфликтов по поводу оплаты общедомовых расходов… Так что качество услуг при непосредственном управлении многоквартирным домом снизится почти наверняка.
Мы с товарищами – сила!
Конечно, неплательщики были, есть и будут. Их не так много (в среднем что-то около 5%), но остальным, добросовестным плательщикам отвечать за их долги очень обидно.
Наивно надеяться, что поставщик коммунальной услуги, получив деньги от 80% собственников помещений в доме, предоставляет качество на все 100%. Себе в убыток никто работать не станет. Знаете вы о том или нет, но за неплательщиков вы все же платите. Представьте, что в доме регулярно не оплачивается 10 процентов работ. Скорее всего, исполнитель выполнит работы на полученную сумму. Он самостоятельно установит баланс между выручкой и затратами. Но в убыток себе работать не станет. Вывод: вам кажется, что вы получаете качественную работу, соответствующую вашей плате, а на самом деле…
Исполнитель, недополучив деньги, или просто обманывает честных жильцов, или делит полученную сумму на всех. Или снижает объемы работ и услуг. Либо их качество. Потому-то услуги эти называются не индивидуальными, а «коммунальными».
Лучше не пытаться просто убежать от чужих долгов, а внимательно изучить раздел правил о приостановке и ограничении предоставления коммунальных услуг. Теперь эти меры разъяснены в правилах наиподробнейшим образом, пошагово. Здесь как раз и заложены меры борьбы с недобросовестными потребителями и защита прав добросовестных.
Ограничивать или приостанавливать можно практически все коммунальные услуги. Например, можно уменьшить в квартире неплательщика напор воды до того уровня, что чайник он наберет, а вот душем нормально воспользоваться не сможет. Причем, если человек не платит умышленно, допустим, за воду, управляющая организация или ТСЖ/ЖСК может отключить ему и электроэнергию, хотя за электричество он платил.
Поэтому с этой точки зрения наиболее жизнеспособными представляются два способа управления многоквартирными домами в городах: управляющая организация и ТСЖ. Понятно, что если за предоставление всех коммунальных услуг в доме отвечает одна организация, то принять меры по отключению значительно легче.
Жилищный кодекс предусматривает, что все вопросы управления домом решают собственники. Люди не обязаны объединяться в товарищества собственников жилья, но, похоже, что так или иначе многие к этому придут. Когда собственники объединяются и создают юридическое лицо, степень их влияния на контрагентов резко возрастает. То есть в любом случае это будет довлеющее мнение, потому что для создания товарищества необходимо, чтобы вступившие в него собственники владели более чем половиной площадей квартир и нежилых помещений в доме.
Наняли – поучись
Для управляющих организаций «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» предвещают повышение требовательности со стороны потребителей. Конечно, пока еще можно воспользоваться неосведомленностью и пассивностью москвичей, но степень их грамотности, сознательность и требовательность к исполнителям будут расти. Может, не в один день, а в ближайшие годы, но люди поймут, что они вправе требовать качества за свои деньги.
По мере появления все новых управляющих компаний в сфере ЖКХ, жители будут выбирать ту, которая обеспечит им наилучший сервис за оптимальную плату. Так что тем организациям, которые хотят добиться успеха на этом рынке, стоит уже сегодня задуматься о формировании своей положительной репутации, сориентировать свою деятельность на повышение качества обслуживания, служить не чиновникам, а людям.
Новые «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» позволяют строить отношения между ресурсниками, жилищниками и потребителями практически на европейском уровне. Там, кстати, жестче и ответственность для недобросовестных организаций, и контроль предоставления коммунальных услуг со стороны государства и самих собственников. Но чем детальнее урегулированы отношения в этой области, тем больше пользы для всех сторон, а в конечном итоге – для добросовестного потребителя.

Подготовила Ирина Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация