Шаги не саженьи
На предстоящем вскоре заседании Координационного совета при правительстве Москвы по самоуправлению в жилищной сфере будет основательно проанализировано, как выполняется комплексная городская программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности ТСЖ. Определенные сдвиги налицо, и достижения есть, но они могли бы быть более весомыми, считает член Координационного совета, председатель Ассоциации ТСЖ «Центр» Лев Матеров, обращаясь к пятилетнему опыту Центрального округа.Верхнее звено
Напомню, что отправной точкой для развертывания работы по созданию кондоминиумов и ТСЖ в округе стало постановление правительства Москвы от 15 июля 1997 года «Об основных целевых программах развития Центрального административного округа на 1997 – 2000 годы». Почему ЦАО оказался впереди других? Да потому что именно на его территории в 1990 году возникло первое жилищное товарищество «Наш дом» (ул. Солянка, 1/2), а через четыре года из 500 различных по форме объединений жителей Москвы 400 приходилось на этот округ, что и позволяло говорить о его опыте в развитии самоуправления граждан.
И сегодня (хотя другие округа уже, как говорится, дышат ему в затылок) ЦАО продолжает удерживать лидерство. Для этого делается многое. Стоит, скажем, назвать хотя бы вышедшее за последние пять лет распоряжение префекта: «Целевая программа № 1 развития Центрального административного округа на 1998 – 2000 годы «Создание объединений жителей с передачей им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию»; «О втором этапе Целевой комплексной программы префектуры ЦАО «Создание объединений жителей с передачей им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию»; наконец; «О внесении изменений в распоряжение «О втором этапе…» и «О мерах по упорядочению работы по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере на территории Центрального округа г. Москвы».
Конечно, даже очень хорошие документы сами по себе ничего не решают: чтобы записанные в них меры стали реальным делом, необходимы большая организаторская информационная и агитационно-разъяснительная работа, отряд подготовленных специалистов и четко налаженная система контроля. Тут, мне кажется, и заложена причина успеха или, напротив, неудачи. А то, что план основных мероприятий второго этапа программы, рассчитанный на 2000–2001 годы, округу полностью выполнить не удалось и завершать работу по формированию кондоминиумов пришлось в текущем году, подтверждает мысль о том, что не все хорошо в «датском королевстве».
Взять, к примеру, распространение опыта лучших общественных объединений округа. О них много говорят и пишут, дают слово непосредственным участникам ТСЖ или общин. Все это есть. Более того, делаются попытки учитывать специфические особенности дома, проживающих в нем жителей и т. д. А опыт распространяется плохо. Почему? С моей точки зрения, потому что не изучены, не проанализированы глубоко и не обобщены проблемы, которые мешают внедрению опыта, и не предложены пути их решения. Подчеркиваю, что имею в виду не локальные в каждом отдельном случае проблемы, а те, которые носят общий характер и, столкнувшись с которыми опускаются руки у многих инициативных групп жителей. Думаю, что префектура и ее координационный совет должны уделить этому вопросу первоочередное внимание.
До сих пор нет надежного, отработанного порядка (регламента) формирования в округе кондоминиумов. Конечно, учет специфики каждого дома обязателен, но и общие правила тоже необходимы.
Здесь же уместно сказать и о том, что тормозит распространение новых методов организации и управления частным жилищным фондом. То, что делается это некомплексно, путем применения одного какого-либо организационного решения. Но практика убеждает, что улучшение тех или иных отдельно взятых элементов управления не дает достаточного эффекта. Для обеспечения удовлетворительных результатов необходим синтез отдельных положений и рекомендаций, выход на стройную, методически обоснованную и взаимоувязанную систему. Здесь многое могли бы сделать методические кабинеты, созданные в округе и районах.
К упущениям префектуры я бы отнес также недостаточную теоретическую и методическую разработку принимаемых решений по развитию самоуправления в жилищной сфере, запаздывание и некоторую из-за поспешности поверхностность организационно-методической документации, несовершенную систему информирования жителей и отсутствие обратной связи с населением округа. Все это приводит к тому, что важные и правильные решения по самоуправлению реализуются с небольшим эффектом или не реализуются вовсе.
Вот такой, скажем, факт. Сегодня в составе координационного совета ЦАО нет ни одного представителя жилищных общественных объединений, ассоциаций ТСЖ, районов или округа, некоммерческих организаций. Другими словами, собственники, наниматели и арендаторы лишь получают готовые решения, но не участвуют в их выработке и принятии. Это – серьезный минус во взаимодействии граждан и власти округа.
Я прекрасно понимаю, что сформировать и зарегистрировать кондоминиум, создать ТСЖ – дело очень сложное. Для этого еще совсем недавно (мне довелось помогать в этом деле в июне, так что испытал это «удовольствие» лично) требовалось пройти 31 организацию, заполнить 201 документ, снять и заверить 238 копий – всего набралось почти 1700 страниц. Так что если не принять срочных мер по ликвидации излишнего бюрократизма, то создание ТСЖ не только в ЦАО, но и в целом в городе утонет в бумагах. Для этого, думаю, надо дать соответствующие полномочия и придать необходимый статус Департаменту жилищной политики и жилищного фонда как координатору «кондоминизации» города. Потому что сегодня ему достаточно сложно сладить с бюрократическим рвением налоговой инспекции, ДГМИ, БТИ, ГлавАПУ и других городских организаций и ведомств.
Среднее звено
Вернемся, однако, к нашей теме. Хочу хотя бы кратко сказать о тех подразделениях при префектуре ЦАО, которые призваны содействовать созданию и нормальной работе объединений округа.
Управление муниципального жилья, все увереннее становится координирующим и методическим центром, что, кстати, подтверждено распоряжением префекта. Напомню также, что в мае 1999 года именно в управлении был открыт первый в Москве методический кабинет по проблемам образования ТСЖ и кондоминиумов. Со временем он превратился в отдел по работе с объединениями жителей округа. Здесь собрана солидная библиотека специальной литературы по кондоминиумам и ТСЖ, имеется большая база данных по нормативным документам не только федерального и московского уровня, но и других субъектов Федерации, подробные сведения обо всех зарегистрированных в ЦАО товариществах. Отдел регулярно ведет консультации, имеет свой сайт в Интернете, собирает все материалы в средствах массовой информации по кондоминиумам и ТСЖ.
ГУП «Центр-реформа» (прежний ГУП «Центр поддержки объединения жителей»). Что тут сказать? За три года существования прежний ГУП не поддержал и не зарегистрировал ни одного товарищества. Новый же заявил о себе тем, что уже подготовил типовой договор с районными управами, где определил калькуляцию стоимости подготовки и регистрации кондоминиума в 23 тыс. руб. (Скажу в скобках, что в эту сумму не включены расходы на оплату счетов ГлавАПУ, Москомзема, Москомрегистрации и, пожалуй, еще Мосгеотреста). Так что не только хлопотное, но и дорогое удовольствие – подготовка уставных, регистрационных и правоустанавливающих документов, составление бизнес-планов для конкретных домов и их инициативных групп собственников.
Уполномоченные по работе с населением. К сожалению, они сверх меры загружены самыми разными обязанностями, потому проблемы самоуправления для них, грубо говоря, –дело пятое. Так что даже энтузиасты при всем желании не в состоянии постоянно и серьезно заниматься вопросами создания ТСЖ и кондоминиумов. Их сил хватает только на сбор оперативной информации.
Нижнее звено
Решением столичного правительства главным и непосредственным организатором работы по созданию ТСЖ и кондоминиумов в Москве определены районные управы. К сожалению, до недавнего времени они вообще оставались в стороне от этого дела. Многие главы управ и сегодня продолжают занимать все ту же позицию стороннего наблюдателя: округу надо для отчета «наверху» – пусть округ и делает эту работу. А у нас, мол, и без того забот хватает.
Оно и правда, хватает. Но и эта забота – не лишняя. В конечном итоге ТСЖ и кондоминиумы – самоуправляемые организации – существенно облегчат жизнь управам, самостоятельно решая многие вопросы управления территорий домовладений, эксплуатации дома, его ремонта и т. д.
Необходимость в виде решения руководства города заставила районные управы в ЦАО разработать свои концепции и программы передачи домов в управление жителей. Однако при отсутствии специалистов в районах, когда и сами главы управ не понимают отличия ТСЖ от ЖСК, их «труды» не очень отвечали требованиям. Поэтому, как я понимаю, округ решил упростить их задачу и теперь их дело – лишь вписать свои конкретные задачи в окружную программу.
А как же быть со специалистами? Округ, конечно, старается помочь. К примеру, в ноябре-декабре прошлого года организовал учебу двух групп (одна – специалисты управ, другую составили временно неработающие жители округа с высшим образованием) в Московской академии рынка труда и информационных технологий по курсу «Самоуправление собственников жилья в кондоминиумах», по 530-часовой программе.
Мне довелось участвовать в этом обучении и с грустью должен признать, что представители управ посещали занятия, что называется, через пень-колоду – из 24 человек регулярно присутствовала лишь половина. Трудно сказать, каков прок от этих «направленцев», возвратившихся в свои управы по завершению учебы.
Правда, порадовала вторая группа (повторю, что это люди, не имеющие работы от шести месяцев до года, с высшим образованием, в возрасте от 25 до 45 лет, половина из которых – мужчины). Не было пропусков занятий, активно обсуждались проблемы управления, отдельные слушатели, анализируя типичную ситуацию, находили свои нестандартные решения. Все написали толковые рефераты и успешно сдали экзамены.
Хотелось бы только, чтобы полученные знания они успешно применили в будущей работе в ТСЖ или управляющих компаниях, в ДЕЗах или районных управах. Кстати, считаю идеальным вариант, при котором кадры, подготовленные академией, сначала хотя бы год поработали именно в ДЕЗах и управах, а затем переходили на роли управляющих в кондоминиумы. Они бы могли заранее определить жилые дома на своей территории, где сами бы формировали кондоминиумы, а затем переходили туда на постоянную работу. Это была бы, думаю, нормальная ротация кадров, а для районных управ – актив, на который можно положиться.
Вообще, по моему мнению, пора начать профессиональную подготовку кадров для ТСЖ. Создать постоянно действующие курсы при уже названной Московской академии рынка труда и информационных технологий, при Академии предпринимательства Москвы, Российской муниципальной академии, разработать программы обучения для разных категорий слушателей, поручить префектурам округов комплектовать (исходя из своих потребностей) соответствующие группы, как из представителей районных управ, ДЕЗов, РЭУ, так и действующих работников ТСЖ и кондоминиумов. Потому что старый лозунг «кадры решают все» не устарел и сегодня.