Константин Цзю: «Миллион – очень скромная сумма»
Часть имиджа этого виртуоза-нокаутера – знаменитая косичка. Похожая, помнится, была у Щелкунчика. Вот Константин и «щелкал» своих соперников на ринге, как орехи… Косичка у легендарного боксера с 1988-го, и это его талисман. Константин принародно обещал, что, как только решит завязать с боксом, тут же ее отрежет.Спорт интеллектуалов
– Что для вас бокс? Почему решили реализоваться именно в этом виде спорта?
– Бокс – спорт для настоящих мужчин. К тому же он учит чувствовать свое тело, управлять им. Каждый отец хочет видеть своего сына сильным, уверенным в себе человеком, поэтому папа и привел меня в секцию бокса. Я был шустрый и маленький. В 12 – 13 лет нужно было выбирать: или заниматься спортом, или учиться и готовить себя к другому поприщу. Решил, что для меня важнее бокс.
– Когда впервые вышли на ринг? Какие ощущения при этом испытали?
– Впервые вышел на ринг лет в девять. Для меня это был абсолютно незнакомый новый мир, и я смотрел на него взглядом, полным интереса. Сначала одерживал победы самого скромного – местного – масштаба, потом всесоюзного, затем последовали чемпионские титулы. Рос в профессиональном смысле, и мне это очень нравилось. Мое главное и самое любимое ощущение – чувство спокойствия. Всегда стараюсь сохранять самообладание. И на ринге, и в жизни.
– Что, на ваш взгляд, главное в боксе? Без чего невозможно стать настоящим мастером?
– Умение выкладываться без остатка, умение работать. Это самые главные качества, которые нужны любому профессиональному боксеру или атлету, чтобы достичь больших результатов. Если говорить, не вдаваясь в подробности, то единственное, что нужно, это – «пахота», умение перебарывать свои эмоции и самого себя. Считаю, что бокс больше любят как раз интеллектуалы. Многие великие киноактеры, музыканты приходят в зрительный зал, потому что видят: бокс – не «кровожадный» спорт, а честный и очень сложный.
– Как думаете, успех в спорте и, например, в бизнесе, – разные вещи, или, в целом, одно и то же?
– Одновременно всерьез заниматься спортом и бизнесом нельзя – теряется цельность. Безусловно, можно использовать спортивную славу для раскрутки бизнеса, но лично мне бизнес интересен как процесс. И если он приносит удовлетворение – почему бы не зарабатывать деньги? Когда, например, я заработаю свой первый миллион на какой-либо сделке, тогда скажу: начало неплохое. Потому что собираюсь сделать намного больше, чем миллион… Миллион – это только начальная стадия, старт.
С высоко поднятой челюстью
– Можете назвать себя счастливым человеком? Что нужно для счастья?
– Я счастливый человек! Для меня главное в жизни – семья. Ничего важнее этого не может быть. Остальное, по большому счету, – чепуха. Так – удобства, не более того… Для семьи готов сделать все, что угодно. И для счастья мне нужно, чтобы моя семья и дочка были рядом.
– Могли бы себе представить, что делом вашей жизни стало что-то другое, а не бокс? Какую бы сферу для приложения сил в этом случае выбрали?
– Не привык думать в сослагательном наклонении. Если бы да кабы… Не знаю, чем бы занялся, но уверен, что без дела не сидел бы. Сейчас, к примеру, танцую… в популярном австралийском шоу «Танцы со звездами». Таким образом, открыл для себя совершенно новый мир. У меня после тренировок на ринге никогда так не болели мышцы, как после занятий на танцполе. Там ведь абсолютно другая пластика. Если, к примеру, в боксе нужно держать подбородок как можно ниже, чтобы не попал соперник, то в танцах ты, наоборот, должен вышагивать с гордо вскинутой головой. Мою партнершу по танцам зовут Люда Кройтор, она профессиональная танцовщица, родом из Молдовы. Переехала в Австралию в десятилетнем возрасте, в 1991 году, то есть почти одновременно со мной (что, наверное, символично). В первом туре программы мы заняли второе место – считаю, очень неплохой результат.
– У вас семья, и, если не ошибаюсь, трое детей. Как проводите обычно свободное время?
– Полагаете, оно у меня есть? Уже несколько лет совершаю туры по стране, устраивая так называемые public speaking. Это общение с людьми, совместные просмотры моих поединков, раздача автографов, продажа памятной атрибутики. Сейчас у меня серьезный контракт на телевидении в Австралии. Мой график расписан по часам. Поэтому все свободные минуты, которые выпадают, провожу опять же в кругу семьи.
– Как насчет того, чтобы залечь на диван с книжкой?
– Читаю постоянно. Правда, единственное место, где спокойно могу это делать – туалет… По-другому не получается (смеется).
– Кому отдаете предпочтение – русским или западным авторам?
– Люблю читать русских. Причем, читаю буквально все, что ко мне попадает. Смотрю русское телевидение – в Австралии можно принимать пять основных российских каналов.
Нервы и гипсокартон
– Что для вас дом? И, если не секрет, какой вы дома?
– Дом – это семья и понимание. Дом – это мой отдых и покой, дома я могу с радостью поиграть с дочкой. А еще это мир, который скрыт от посторонних глаз. Я очень редко выхожу из себя на людях, но дома знают, что, когда я злой, со мной лучше не связываться. Поэтому все стены в доме сделал каменными… Раньше они были из гипсокартона, и я столько дырок в них однажды наделал!
Мой дом находится в уютном пригороде Сиднея. До спортивного центра на машине 15 минут. Никаких пробок и проблем на дороге.
– А домом на родине обзавестись не хотели бы? Например, в Москве…
– Зачем его покупать? Если предлагают контракт, оговариваю пункт о том, что мне предоставляется жилье. А потом, понимаете, есть слово «родина», а есть слово «дом». Иногда они не совпадают. Наверное, моя родина – здесь. В России я не так востребован, как в Австралии, а сидеть и бездельничать – у меня нет на это ни времени, ни желания.
– По российским меркам у вас большая семья. Домик, который строили еще до появления первенца, сегодня не тесен?
– У меня такой дом, что еще кучу детей можно нарожать без проблем. Домик скромный, всего четыре этажа, но у каждого из ребят своя спальня. Правда, чаще всего они все устраиваются в одной комнате – очень дружат между собой.
– За таким огромным домом нужен особый уход. Ваша супруга работает?
– Наталья учится. Сейчас пошла на курсы, которые дают право держать в дальнейшем салон красоты. Даже рад, что она предпочла не сидеть в четырех стенах, а заниматься учебой и работой. Хотя при этом именно она смотрит за хозяйством.
– Говорят, у вас дома целый зоопарк…
– Ну, это сильно сказано. У меня рыбки дома и на улице, змея, кролик и две собаки (одна из которых живет у отца). Сейчас хочу подарить чадам еще одну. Когда в доме есть животные, дети учатся любви.
– Кто ухаживает за живностью?
– За собакой смотрю я, за рыбками на улице тоже я… Потому что их кормить не надо (смеется). Они все, что сверху падает, то и едят. И еще на мне змея. А за кроликом смотрят жена и Настя. Кролик ручной, но когда мы его выпускаем на территорию побегать, – поймать потом бывает сложно.
– Кролик – это чтобы змею кормить?
– Да вы что! Я бы для Насти стал врагом
номер один – это же ее «сынок»! Она обычно хватает кролика в охапку, закутывает в одеяло, кладет в детскую коляску и часами носится с ним по нашим коридорам во всех уровнях. Самое удивительное, что кролик все это терпит.
Женитесь на умных!
– Откуда вы родом? Кто ваши родители? Как они отнеслись к вашему выбору профессии?
– Я родился 37 лет назад в Серове, небольшом промышленном городке с населением 100 тысяч человек, который расположен в Свердловской области. Отец работал на металлургическом заводе, мать была медсестрой. Папа за руку привел в секцию бокса, а мама всегда с пониманием относилась к моей профессии. Правда, на соревнования она не ездит, предпочитая дожидаться результата дома.
– Кстати, где в Австралии учат на боксера?
– В этой стране я открыл Академию бокса, имея в виду как детей, которых нужно отвлечь от улицы и приобщить к спорту, так и тех, кому, скажем, за 60. Люди приходят сюда на тренировки, спаррингуются, учатся и получают удовольствие. Сейчас в моем лагере тренируются два россиянина. Один мой земляк Антон Солопов, второй – Виктор Оганов, которого я по мере сил продвигаю к чемпионскому званию.
– Константин, вы – публичная персона. Скажите, бремя известности не тянет? Отражается ли как-то ваша популярность на семье? Если да, то как именно?
– Смотрел однажды фильм (не помню, как он называется), где олигарх приезжает в свой родной город. Здесь он сто лет не был, и вот садится на скамейку, вокруг него охрана… Порой чувствую себя так же, как этот олигарх. Я, конечно, не такой богатый, но жизнь у меня под объективом камеры постоянно. А это определенная несвобода… Все, что бы ни делал и ни говорил, всегда должен иметь в виду, как это может быть преподнесено журналистами. Впрочем, публичность – неотъемлемая часть моей работы. И семья относится к этому с пониманием.
– Поклонницы у вас есть? Как на это реагирует супруга?
– Безусловно, поклонницы есть, от этого никуда не деться. Моя супруга умная женщина, и она понимает, что это тоже часть моей профессии. Наташа спокойно к этому относится.
– Что для вас главное в женщине? На что в первую очередь обращаете внимание, когда встречаете представительницу прекрасного пола?
– В женщине больше всего ценю ум. На это и обращаю внимание во время общения. Красота, цвет волос – все это вторично! Важно, чтобы она понимала тебя, чтобы вы разговаривали на одном языке.
Малыши выбирают «Шанель»
– А для комфорта что необходимо?
– Лично мне нужен хороший дом, отсутствие пробок на дорогах и климат, такой как в Австралии. А последнее мое увлечение это часы. Обожаю их покупать. Причем, каждый раз это все более и более дорогие экземпляры. Жена, когда видит очередное приобретение, удивляется: «Но ведь у тебя уже есть такие!» А я отвечаю: «Ну что ты! Здесь же совсем другой циферблатик!»
– Согласны с тем, что трудности укрепляют человека?
– Смотря, какие трудности! А в целом, безусловно, преодоление преград закаляет характер. Как говорится, через тернии к звездам…
– Если дома возникают конфликты, кто первый идет на примирение? И кто, на ваш взгляд, главный в доме?
– Это, знаете, напоминает анекдот: «Кто в доме хозяин – я или тараканы?» У нас нет никакой диктатуры. У меня мудрая и хорошая жена, мы понимаем и уважаем друг друга. Но последнее решение по каким-то серьезным вопросам чаще приходится принимать мне. Наташа обычно не то что опасается, но не хочет брать ответственность на себя. Нормально к этому отношусь, потому что это происходит уже много-много лет. А на примирение идет чаще она… Потому что умная.
– Согласны с тем, что мужчина должен уступать женщине?
– Я во всем уступаю своей маленькой дочери. Ни в чем не могу ей отказать. Она у меня уже знает, что такое «Шанель». Что дальше будет – страшно подумать…
– О чем мечтаете сегодня? Ваши планы?
– В юности и мечтать не мог о том, что достигну таких результатов в боксе. В свое время просто представлять сборную СССР было уже выше крыши. Это можно было сравнить с полетом в космос… А вообще я не из породы мечтателей.
До середины 2007-го никаких боев с моим участием не будет. В сентябре нынешнего года планирую отправиться в большой тур по России, побывать в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Уфе, Нижнем Тагиле… 10 сентября в Югорске должен состояться вечер профессионального бокса, главным боем которого станет поединок моего подопечного – Антона Солопова. Ну и, само собой, буду много встречаться с поклонниками бокса.
Константин Борисович ЦЗЮ, Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира по боксу среди профессионалов по версиям IBF, WBA и WBC.
Родился 19 сентября 1969 года в Свердловской области.
В 1978-м впервые вышел на ринг в стенах Серовской ДЮСШ. В 1985-м стал победителем первых Всероссийских юношеских игр, в 1986 и 1987 годах – победителем первенства СССР среди юниоров, в 1989 – 1991 годах – чемпионом СССР.
Участвует в международных соревнованиях с 15 лет. С 16 лет – в составе мужской сборной страны. Пиком его любительской карьеры стала победа на чемпионате мира 1991 года в Австралии, в финале которого ему противостоял будущий чемпион мира среди профессионалов Вернон Форрест. Всего за годы выступлений на любительском ринге Константин Цзю провел 282 боя, одержав победы в 270 из них.
В 1992-м подписал контракт в Австралии и перешел в профессиональный бокс. Бывший абсолютный чемпион мира по боксу в первом полусреднем весе.