Эх, мостовые…
Состояние российских дорог всегда было притчей во языцех. О них упоминалось во многих пословицах, стихах, им посвящались огромные куски прозаических произведений. И конечно, российские дороги – непременные объекты фельетонов, очерков, репортажей. Откроем газеты столетней давности…В самом начале ХХ века, в первом номере популярной газеты «Московский листок» была напечатана заметка о планах Московской городской управы преобразования города, в частности о том, что Московская Дума проектирует выстроить на окраинах города новые …театры.
Эти театры должны были возводиться там, где, цитируем, – «Нет ни прохода, ни проезда местным обывателям от грязи и рытвин, где весной, летом и осенью стоит по колено вода». И это журналист пишет о местностях, находящихся на незначительном расстоянии от центра Москвы! Читаем дальше: «Прежде, чем строить театры, нужно было озаботиться вымостить заброшенные улицы и переулки окраин города, жители которых несут такие же городские налоги, как и центральных частей столицы. За что же их обездоливать, почему не давать им мостовых? Ведь, при отсутствии таковых, ценность земель, домов и квартир в них значительно умаляется. Вот о чем следовало бы подумать, а не о театрах, которые всегда можно будет выстроить, были бы только свободные капиталы. А то, не угодно ли, – на театры деньги есть, а на неотложные городские нужды их не находится!»
Вот уже журналист из другой газеты, побывавший за границей, делится впечатлениями. Его поразило оживление, царящее на улицах европейских городов. Столь бурная жизнь кипела, видимо, благодаря, отличному состоянию все тех же мостовых.
Туда и сюда снуют омнибусы, извозчичьи фиакры, разные экипажи, автомобили, велосипеды. Бегают уличные продавцы с котомками. Все спешат, перегоняют друг друга. Громкие крики, шум, свист, грохот. Городские дороги уподобляются вихрю, бурлящему и клокочущему вулкану. Уличные кафе, устроенные прямо на тротуарах, полны посетителей.
В сравнении с этим праздником жизни, обычная российская улица казалась мертвой. «На ней, правда, шумно, но ведь это только оттого, что на булыжной мостовой всякий ломовой производит грохот. Жизни на улице нет и следа». Люди по улицам передвигаются только по делам. Идут, как закодированные, не останавливаясь, не оглядываясь, потому что не перед чем останавливаться и не на что смотреть.
«Движение экипажей у нас, даже на самых бойких улицах, сравнительно небольшое. И если иногда в нем происходят заминки или запоры, так виною тому опять-таки, – мостовые». В то время, когда в западных городах велосипедисты разъезжали повсюду, где им только вздумается, без малейшего ограничения, у нас же подобные участники дорожного движения были «лишены даже права езды по всем наиболее необходимым для них улицам». В Европе давно было налажено городское автомобильное передвижение. У нас же «надо быть семи пядей во лбу, чтобы удостоиться права ездить по улице на моторе». Причинами в том, по мнению городских властей, были: соблюдение порядка уличного движения, тишины и спокойствия в городе.
Усердия к тому у полиции начала ХХ века занимать не приходилось. Чем больше запретов, тем безмятежнее сон у чиновников…
Прошло сто лет. Дороги в Москве заметно улучшились, построены новые театры, на улицах жизнь бьет ключом. Красота! А мы, москвичи, по-прежнему чем-то закодированы и спешим по дорогам, почти не оглядываясь по сторонам.