Александр Лукашевич: «Пытаться бежать – самая большая ошибка»
Читаем газеты, смотрим ТВ, гуляем по Интернету, слушаем радио – ощущение одно: «Горим!» Каждый день – пожары. Почему? Что делать, чтобы избежать гибели? На эти и другие вопросы корреспондента «КР» отвечает заместитель начальника Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по г. Москве Александр Лукашевич.Пожар на 25-м этаже
– Насколько больше стало пожаров в столице?
– Их число, наоборот, сократилось. За первые четыре месяца 2006-го в городе произошло 3 484 пожара. Звучит страшновато. Но это на 13,9% меньше, чем было зарегистрировано за тот же период прошлого года. Также на 8% сократилось число погибших. Просто информация открыта, и, когда что-то горит, журналистов на месте собирается едва ли не больше, чем пожарных. Все по горячим следам хотят дать информацию, выдвинуть свою версию – как тушили, почему горело… Но, мне кажется, это не всегда оправдано. Часто случаются вполне заурядные происшествия, которые никак не влияют на жизнь города. Ну, произошло у какого-то собственника возгорание из-за его халатности, что об этом говорить? Только панику создавать. К тому же, почти у любого пожара есть, так сказать, социальная или экономическая составляющие. Вот их анализом и надо заняться соответствующим ведомствам.
– Хорошо, Александр Иванович, поговорим о случаях, когда печальный опыт заставил сделать выводы.
– В конце прошлого года в 20.41 на пульт дежурного поступило сообщение о возгорании в 25-этажном одноподъездном здании во 2-м Сетуньском проезде, 11. Первый пожарный расчет прибыл на место в 20.50 – через девять минут. Но огонь на 25-м этаже к тому времени уже полыхал вовсю.
Причина банальная – квартира на последнем этаже сдавалась внаем, за неуплату был отключен свет, жильцы использовали свечи, керосинку. Упал ли примус, или была другая причина, теперь не узнать. Удалось установить лишь одно: разлилась находящаяся в нем горючая жидкость, и огонь начал быстро распространяться по квартире. Перепугавшиеся виновники происшествия нарушили сразу три заповеди. НЕ вызвали пожарных. НЕ сообщили о пожаре соседям. И, покидая горящую квартиру, НЕ закрыли за собой дверь. На этаже возникло сильное задымление и высокая температура. Огонь распространился в общий коридор и соседние квартиры. Их жильцам были отрезаны пути к спасению. В результате все шесть квартир выгорели. Четыре человека погибли…
– Кроме неправильного поведения людей, что еще способствовало распространению огня на 250 кв. метрах – по всему этажу?
– Дом возводился в 1975 году, когда к зданиям повышенной этажности не предъявляли таких жестких требований, как сейчас, – к конструкциям, материалам, применяемым в строительстве. Если еще недавно максимальный предел огнестойкости для зданий 1-й категории (железобетон, кирпич, камень) был 2,5 часа, то теперь при проектировании закладывается четыре часа и более – столько времени стены и конструкции смогут выдержать воздействие открытого огня.
Нынче все квартиры, этажные холлы и вестибюли оборудуются установками автоматического водяного пожаротушения. Это входит в проект любого высотного дома, иначе он не вводится в эксплуатацию.
Здание на Сетуньском проезде ничем этим оборудовано не было.
Если чудо попало в пробку
– Нормы проектирования высотных зданий, понятное дело, появились значительно позже. А именно из данной ситуации какие-то выводы были сделаны?
– Да, были. Что так жить нельзя. Прибывшие тогда на место пожарные машины и прочую технику ожидала извечная проблема: как подъехать к дому? Несмотря на то, что ширина проездов, как правило, соответствует строительным нормам, днем мы не можем подъехать к административным и общественным зданиям, а вечером – к жилым. На приезд и установку специальных пожарных автомобилей, автолестниц и коленчатых подъемников также уходят драгоценные минуты. За это время могут погибнуть люди.
Сейчас на выходе постановление правительства Москвы об организации проезда, подъезда специальной пожарной техники к жилым домам. Насколько оно поможет решению задачи, посмотрим.
Ну, и вторая неразрешимая проблема, касающаяся транспорта. Высотных лестниц от 35 до 68 метров в городе сейчас 70 штук – хватает, а вот 90-метровый коленчатый подъемник на всю Москву пока один, и квартирует он в Северном округе. Стоит это чудо техники более 3 млн. евро, а его люлька выдерживает до 400 килограммов груза. Так вот, несмотря на сопровождение ГАИ, в тот раз он добирался до места происшествия… три часа. Пробки.
– Когда нет надежды на технику, в дело вступает «человеческий фактор»?
– Тогда с помощью штурмовых лестниц и спасательных веревок пожарными и спасателями (при сильных порывах ветра) с лоджий горящих квартир были спасены пять человек и 58 из здания эвакуированы.
Начальник службы пожаротушения, полковник Евгений Чернышов лично спас дедушку и бабушку. Спустился по веревке с крыши к ним на балкон, и поочередно, по штурмовой лестнице (лестница с крюком, который цепляется за балкон вышерасположенного этажа) сначала вместе с бабушкой по этой лестнице спускался. А потом – с ее мужем, и там уже спасатели их принимали. Можете себе представить ощущения бабушки, дедушки, ну, и Чернышова, соответственно…
Выхода через вход нет!
– Да уж… Какие рекомендации вы можете дать тем, кто все-таки оказался в подобной ситуации?
– Если возник пожар, естественное стремление человека – выбраться на улицу, на воздух. Люди выскакивают из квартир на заполненные дымом лестничные клетки, бегут вниз и часто именно от этого гибнут. Основное правило должно быть таким. Если пожар происходит не у вас, а ниже, но на лестничной клетке за дымом не видно стен, ни в коем случае нельзя выходить из квартиры. Надо закрыть дверь, заткнуть все щели тканью, смоченной водой, выйти на балкон, закрыть за собой дверь и с балкона подать сигнал прохожим, пожарным, что вы здесь, что вам отрезан путь эвакуации.
Самая большая ошибка – пытаться бежать через задымленную лестничную клетку. Даже если задержать дыхание, можно проскочить один этаж, максимум, два, если человек спортивный. Стоит сделать вдох либо выдох, как в организм попадают продукты сгорания, человек теряет сознание, падает и задыхается.
– Но спуститься-то надо?! Может, на лифте?
– Пользоваться лифтами во время пожара вообще нельзя, поэтому они автоматически (при срабатывании системы дымоудаления) опускаются на первый этаж, двери открываются и блокируются. С 1976-го это применяется во всех домах, которые выше 10 этажей.
– Что-то я в нашем доме такого не замечала, хотя дымоудаление срабатывало не раз…
– Срабатывало, а гореть при этом ничего не горело? В этом-то и дело! На этажах, где находятся пожарные краны, установлены кнопки для дымоудаления, включающие вентилятор. Включается вентилятор – выключаются лифты. Детишкам, в отличие от прочих жильцов, нравится такая игра: завывает ветер, как во время урагана, сквозняк такой, что не открыть дверей, и лифты, как по команде, дружно едут вниз и замирают. Сигнал поступает в диспетчерские, на место выезжает лифтовая служба, идет в машинное отделение, снимает блокировку, запускает лифты… Часто в этой «игре» первыми сдаются взрослые – отключают автоматический режим.
Если в вашем доме сложилась такая ситуация, знайте: лифт во время пожара – не путь к спасению. В закрытом маленьком пространстве концентрация продуктов горения еще выше, и человек задыхается еще быстрее.
– А как подниматься спасателям к людям, которые их ждут – не дождутся? По пожарным лестницам или пешком на 20-й этаж?
– В высотных зданиях есть специальные пожарные лифты, расположенные в отдельной лифтовой шахте, с противопожарными дверями на каждом этаже и огнестойкими стенами. Лифт работает от специального ключа, запускается исключительно с первого этажа и используется только в экстренных случаях.
Лето! Пора гореть балконам…
– Много серьезных пожаров было зимой. Это из-за холодов? Проводка не выдерживала?
– Да, часто причиной возгорания была ветхость проводки, использование проводов-времянок, всяких удлинителей, когда в одну розетку включают несколько мощных потребителей тока. Были также зимой пожары в бытовых городках, на строящихся объектах. Например, в Восточном округе (Проспект Буденного, 26) обгорела одноэтажная деревянная, обшитая металлом, строительная бытовка. Погибли четыре человека. Пожары происходили там, где люди работали и одновременно жили. Где хозяева, используя дешевую рабочую силу, определяли приезжих в нечеловеческие условия, без кухонь, без удобств и т. д. Они там грелись, готовили еду, курили…
В Северном округе, например, месяц назад произошел пожар в помещениях бывшего завода «Спринт» (ул. Автомоторная, 1). На первом этаже предприниматель, собственник помещений, сделал и магазин, и цех копчения рыбы, и цех по производству пластмассовых изделий. Работавшие на бизнесмена гастарбайтеры там и жили. В результате пожара погибли три человека.
По этому поводу мы вместе с милицией и паспортно-визовой службой проводили проверки строек, мест проживания иногородних граждан, выявляли, докладывали, выселяли, заставляли работодателей приводить помещения в нормальное состояние.
– Пожары из-за курения случаются ведь не только у гастарбайтеров?
– Безусловно. Чаще стали гореть мусоропроводы, куда бросают непогашенные окурки, лестничные клетки, где скапливается разнообразная реклама, горят почтовые ящики.
– Но сейчас-то, летом, народ из города уезжает, и обстановка станет поспокойней?
– Зато начнут гореть используемые в качестве кладовок балконы-лоджии, захламленные газетами, досочками для дачи, колесами от машин, маслами, красками… Непогашенного окурка с верхнего этажа вполне хватает, чтобы на балконе разгорелся костер.