Всякий сам себе депутат
Госдума решила не лишать россиян шанса испытывать свою судьбу, включаясь в долевое строительство. Ряд депутатов Государственной Думы, обеспокоенных массовым обманом на рынке новостроек, взялись защитить участников долевого строительства раз и навсегда.Для этого они предложили ограничить круг застройщиков лишь теми предприятиями, которые являются обществами с дополнительной ответственностью или обладают собственным имуществом, позволяющим единовременно погасить все свои обязательства перед дольщиками.
Идея в том, что при нарушении застройщиком договора и возникновении конфликта будет чем компенсировать потери пострадавших граждан.
Однако Дума отклонила столь заманчивый на первый взгляд проект. И правильно сделала. Ибо здесь мы сталкиваемся с классическим примером, когда вместе с водой предлагалось выплеснуть и ребенка. В нашем случае, по сути, запретить долевое строительство.
В Москве, к примеру, постоянно строится на продажу около 3 млн. кв. м жилья. Почти столько же возводится в ближнем Подмосковье. Если учесть, что средняя цена близка к 3 тыс. долларов за кв. м, то в сумме стоимость вопроса составляет около 18 млрд. долларов. Это примерно годовой бюджет Москвы. Но строительный бизнес не настолько богат. На фоне этих сумм предприятия-застройщики – просто голытьба. Такой имущественный ценз им не преодолеть, и строить окажется некому.
«Если нет денег, то пусть не морочат голову людям, а берут кредит в банке и строят», – по военному отрезал представлявший проект закона депутат Сергей Глотов. Так-то оно так, только даст ли банк денег? А если и даст, то это уже будет строительство не долевое, а на кредитные деньги.
Но многие граждане отдают предпочтение именно «долевке», потому что она дешевле на 20 – 30%, а иногда и на 50%. Почему дешевле? Да потому что дольщики берут на себя всю ответственность. Строительная деятельность по природе своей рискованна. И дело даже не в том, что деньгам здесь легко «сбежать» вместе с мошенниками. Есть причины более прозаические. К примеру, срок строительства может быть сорван потому, что при рытье котлована был обнаружен какой-то кабель, и его надо куда-то переносить. Перенести нетрудно, но согласование может длиться годами. А время – деньги в буквальном смысле слова. Иной вариант: коммерческий директор одной крупной фирмы объяснял мне, что они вообще отказались от возведения панельных домов только потому, что комбинаты регулярно срывали им поставки плит и перекрытий. С другой стороны, цены на цемент, песок и прочее могут подняться много выше того, на что исходно рассчитывал застройщик. В результате объективно встает вопрос о доплатах дольщиков. Даже самый добросовестный, самый опытный и удачливый застройщик не в состоянии избежать подобных рисков. Это за пределами его возможностей.
Сейчас при долевом строительстве все сносит, терпит и ждет дольщик. А с застройщика даже при желании нечего спросить. Заставьте его платить по счетам – и он тут же включит их в цену квадратного метра. Причем, сделает это заранее и вне зависимости от того, возникнут ли впоследствии неприятности или нет.
Надо четко уяснить, что строительство связано с риском. Риск стоит денег. Если хотите, то долевое строительство – это своего рода азартная игра. Исключите из нее риск, и игра исчезнет.
Но если кто-то из потенциальных покупателей все же огорчен решением Думы – не беда. Тут каждый сам себе депутат, способный «проголосовать ногами». Можно пойти и купить квартиру в уже готовой новостройке у того, кто когда-то рискнул сам. Будет много дороже. Но ведь это как раз то, что и предлагалось проектом отклоненного закона.
Азартная игра
Госдума отвергла закон, по которому собирать деньги с людей на строительство жилья разрешается лишь тем, кто своим имуществом способен ответить по взятым обязательствам. Тем самым Дума не стала официально запрещать азартную игру под названием «долевое строительство». А готовы ли граждане верно оценить все риски?
Алексей Кириков, торговец обувью:
– Конечно, не готовы к этому обыватели, на мой взгляд. А позиция Госдумы вызывает по меньшей мере удивление. Ведь к ней тоже как к одной из ветвей госвласти «в случае чего» будут обращаться очередные горе-дольщики за помощью. А в том, что они, обманутые соинвесторы, не исчезнут никуда как явление, я уверен на все 100%!
А. Константинов, гость сайта:
– Согласен с обозревателем. Правильно, что Госдума отклонила этот заказ. Необходимость привлечения средств участников долевого строительства только в объеме, равном стоимости собственного имущества застройщика, может привести либо к отказу последнего от применения схем долевого участия, либо к привлечению указанных средств в минимальном количестве. Это, в свою очередь, вызовет необходимость привлечения застройщиком банковских кредитных ресурсов, что неизбежно приведет к удорожанию строительства, а, следовательно, и к удорожанию стоимости жилья.
Лейла, гость сайта:
– Если не искоренить это самое «долевое строительство» самым решительным образом, то катавасия с дольщиками будет продолжаться. И мы еще увидим с вами вторую волну демонстраций, митингов и арестов. Нужно, чтобы дома строили кооперативы. Чтобы они заказывали строителям то, что им надо. Причем, у кооперативов должна быть в собственности земля, участок, на котором должно быть построено здание, и кооператив мог заложить землю, взять кредит в банке. А нынешнее долевое строительство – это почти что гусарская рулетка, когда на кону неимоверно высокие ставки.