05:56:45
22 ноября 2024 г.

Поворот ключа

Ни одно из преобразований в постсоветский период не шло так трудно, как реформа жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, и сами реформаторы не очень четко представляли себе, что надо делать. Ясно было одно: участвовать в этих переменах должны чуть ли не все городские службы, иногда совсем далекие от коммунальных забот. Чтобы согласовать их работу, при правительстве Москвы был создан Координационный совет по самоуправлению, который ныне возглавляет первый заместитель мэра Людмила Швецова. И вот – очередное заседание.…тот ее и танцует
Для начала вспомним два крылатых выражения. Первое, может, не слишком известное в народе, принадлежит мэру Юрию Лужкову. «Самоуправление – ключ к реформе ЖКХ». Второе знает каждый – «Кто ужинает девушку…».
Начнем со второго афоризма. Кто конкретно управляет отраслью, тот и определяет политику в ней. С начала следующего года рычаги управления переходят к собственникам жилья: им дано право выбирать управляющую компанию. А что же государство? Больше вмешиваться в нашу жизнь ему не позволим. Если в доме 99 приватизированных квартир, и только одна городская, то – если речь идет о принятии решений, определяющих его жизнь – у города всего лишь один голос, не больше. Можно сказать – просто писк. И что бы этот голос ни пищал, жильцы считаться с ним не обязаны.
Не останемся ли сиротами?
Но это не значит, что власть вовсе устранится от жилищно-коммунальных проблем. Ее задача сделать так, чтобы граждане не шли в бой за свои права, а получали их без нервов и усилий. Государство должно облегчить бюрократические процедуры, более активно заняться просветительством и, конечно, скоординировать усилия разных ведомств.
Именно об этом говорил на заседании Координационного Совета руководитель Управления координации деятельности по управлению многоквартирными домами жилищного департамента Виталий Акимким. Вот чем собирается заниматься управление: подготовка законодательных актов, формирование комплексов недвижимого имущества в многоквартирных домах, отданных в распоряжение жильцам, информационно-разъяснительная работа с жителями, помощь людям в их стремлении продлить жизнь строениям. Так что сиротами не останемся.
А это – некоторые из готовящихся законодательных актов: проект постановления правительства Москвы о порядке предоставления управляющим организациям, включая ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы, бюджетных средств на содержание и текущий ремонт общего имущества в домах, такой же проект о порядке передачи в многоквартирных домах технической, бухгалтерской и иной документации, а также финансовых средств – при смене управляющих организаций, примерный договор управления многоквартирными домами, критерии оценки деятельности новых управленцев, стандарты оплаты содержания и ремонта общего имущества собственников помещений.
Нескладушки-неладушки
Знаете ли вы, что в Германии первые товарищества появились в начале прошлого века, но до сих пор между городом и гражданами идут ожесточенные споры, что кому принадлежит, кто и чем распоряжается. Что уж о нас говорить…
На заседании назывались основные противоречия в директивных документах – от федеральных до районных. А самих документов – по некоторым подсчетам – более тысячи! Нестыковки бьют по жителям. Законодательные новации привели к отмене преимущественных прав ТСЖ на аренду и выкуп нежилых помещений на льготных условиях, сделали нежилые помещения практически недоступными для тех же жилищных объединений, для них же, этих объединений – отменили налоговые льготы. Несовершенно земельное законодательство, и граждане не могут получить в собственность придомовой участок. И ладно – двор. Но земля под домом, так называемое «пятно» – его-то почему не передают в собственность? Кому оно нужно? Да что земля! Город в лице Департамента имущества посягает на технические подполья домов, вместе с трубами сдает и продает их. А случись что? Туда даже слесаря не пустят.
На окружном и городском уровнях поддержка самоуправления в жилищной сфере до сих пор так и не стала приоритетным направлением работы. Более того, ДЕЗы зачастую проводят агитационную кампанию против создания ТСЖ. Понятно, почему: с бюджетными деньгами, направляемыми на содержание жилищного фонда, так легко не расстаются.
За инициативу бьют. Как всегда
Но вернемся к земле. В Москве нет ни одного жилищного объединения, которое получило бы ее в собственность. Речь идет о площадке перед домом, где малыши крутят качели, а старики забивают «козла».
Приходилось слышать: «Зачем земля жильцам? Поставят там свой магазин? Но ведь им все равно не разрешат – существует городской план развития торговой сети». Все так – но земля ценность, а значит, ею можно умело распорядиться. Скажем, заложить. Для того чтобы в своем доме сделать капитальный ремонт, до которого у властей все равно не дойдут руки.
Об одной бесплодной борьбе жильцов за землю рассказал Совету председатель ЖСК «Экспериментальный» Андрей Карпенко. ДЕЗ поставил условие: «Хотите сделать двор не таким, как у всех? Тогда сами и занимайтесь им». Пайщики на свои деньги озеленили его, разбили оригинальную детскую площадку. А потом обратились в Москозем: «Передайте нам этот участок. Ведь ни на что другое, как для отдыха, он не годится». Отказали. Любопытно повела себя дирекция, уговорившая жильцов взять участок на обслуживание: отказалась его ремонтировать (хотя все в окрестности детские городки приводила в порядок): «Вы же сами его строили. Сами и заботьтесь о нем». Инициатива, получается, до сих пор наказуема. Да и главный вопрос так и остался без ответа: а как быть с Жилищным кодексом, по которому придомовой участок должен быть передан собственникам, причем бесплатно?
Где надо власть употребить…
Хорошие законы – и невозможность добиться их выполнения. Это и было чуть ли не главной темой заседания Координационного совета. Среди «незаконопослушных» назывались самые авторитетные городские структуры: департаменты, префектуры, и те, что помельче: управы, дирекции. Каждое из ведомств блюдет свои интересы.
Совет все-таки родил надежды. Необходимость реформы в ЖКХ стала столь насущной для нормального и бесперебойного функционирования города, что – вдобавок к законам, похоже, потребовалась политическая воля. Может, именно этого и не хватало для того, чтобы законы работали? Дальнейшее бездействие – и мы окажемся на руинах.
Отныне Координационный совет будет собираться не от случая к случаю, а регулярно, раз в квартал. Чем вызвано? Вот как объяснила Людмила Ивановна:
– В выступлениях был поднят ряд важнейших и еще не решенных проблем – о земле, налогах, бюджетных дотациях объединениям, кредитах для них, активизации информационной работы и многое другое. Необходимо определить их приоритетность и с учетом этого составить тематику работы городских структур на этот год. И отныне каждый Координационный совет будет начинаться и заканчиваться тем, что удалось или не удалось сделать из этой программы. А мы в правительстве Москвы будем делать соответствующие выводы. Эти слова я вам говорю по поручению мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова.
… «Поворот ключа» – конечно, несколько смелое название для статьи. Будем скромнее: «Ключ подошел к ячейке». Иначе говоря, концепция авторов реформы, мнение общественности нашли полное понимание у высшего руководства города. Следующий этап,– как раз и открыть неподдающуюся дверь. Дверь в незнакомый и непривычный для нас мир заботливого и рачительного ЖКХ. Не будем питать иллюзий: каждый «поворот ключа» будет даваться нелегко.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация