Опиум для народа?
Сообщения о ЧП на стройках бегут по новостным лентам гурьбой. Бегут и с новой силой разжигают страсти вокруг отмены лицензирования строительной деятельности.Огненная трагедия в Павшинской пойме возглавляла список новостей в минувший четверг: пожар унес одиннадцать человеческих жизней. На фоне этого происшествия почти незамеченной осталась гибель той же ночью гастарбайтера из Удмуртии: на противоположном конце Москвы с высоты десятого этажа сорвался 18-летний парень. В центре столицы при разборке двухэтажного здания экскаваторщик в тот же день неосторожно задел ковшом несущую балку – дом обрушился. Обломками завалило три автомобиля. В Санкт-Петербурге сорвался перегруженный строительный подъемник с рабочими…
По всей видимости, мэр Москвы не только хорошо осведомлен о том, как «ехали» крыши в Трансвааль-парке, Басманном рынке или на парковке при торговом центре МЕТРО, но и о менее громких – «текущих» – событиях. Это заставляет его вновь и вновь вспоминать об отсутствующих технических регламентах и отмене лицензирования в строительной отрасли. По мнению Юрия Лужкова, вакуум в нормативных документах грозит потерей качества и безопасности в строительстве. Мэр не разделяет предельного либерализма Минэкономразвития, которое через отмену лицензирования готово допустить в крайне опасную сферу деятельности всех желающих. И умелых, и неумелых. «У нас на поприще строительства появляется масса детей лейтенанта Шмидта. И мы можем иметь катастрофические последствия», – предупреждает столичный градоначальник.
Успокоить общественное мнение попытался руководитель городского Стройкомплекса Владимир Ресин. По его словам, обращения столичных властей к президенту и правительству в защиту лицензирования поколебали уверенность Германа Грефа в необходимости его отмены. «Я уверен, нам удастся добиться, что лицензирование в строительной отрасли останется», – считает В. Ресин.
Однако беспокойство отцов города разделяют отнюдь не все. Вот пассаж из пояснительной записки к федеральному закону. Отмена лицензирования объясняется в ней «отсутствием очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан» при осуществлении строительства. Подобный оптимизм можно было бы принять на веру, если бы речь, к примеру, шла о складывании детских шалашей из елового лапника…
Тем не менее, председатель комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский на правительственном часе в очередной раз предал анафеме избыточное государственное регулирование в строительстве: «Нет ни одного вида деятельности, который бы прямо или косвенно контролировался таким количеством ведомств. И все безрезультатно… Мы отменяем лицензирование строительной деятельности в первую очередь потому, что это лицензирование вводит в заблуждение потребителя».
Просто очередной опиум для народа!
Прав В. Плескачевский, наверное, в одном: само по себе поминание регламентов и лицензий в законах ничего не решает. Недавний случай со сваями, проткнувшими тоннель метро, наглядно это подтверждает. Лицензия – сама по себе, пробитый тоннель московской подземки – сам по себе. Одним словом, – человеческий фактор!
Любому несмышленышу ясно: строительству мешает не само регламентирование, а то, как с ним обращаются. Регламенты ведь можно использовать как рычаги для наведения порядка, а можно – чиновничьей корысти ради. И если происходит второе, то виноваты не правила, а чиновники. Вот и надо бороться с их злоупотреблениями. Но это, понятное дело, сложно. Куда проще объявить виновницей всех бед лицензию. И прослыть реформатором.
И еще есть надежда: через пару лет уже толком и не вспомнят, кто все это натворил…
Лицензия – по барабану
В связи с отменой лицензирования строительной деятельности столичные власти предупреждают о возможности техногенных катастроф. А вот лично вам – страшно?
Елена Леонидовна, гость сайта:
– Я в шоке! Хотя прекрасно понимаю, что при нашей коррупции реальных процедур лицензирования, проверок качества работы и т. п. никогда не было. Просто желаемое выдавалось за действительное. Но теперь, выясняется, и это лишнее! Каждый пожелавший возвести какую-то конструкцию в городе может заплатить 300 у. е. за регистрацию юридического лица, и все…
А. Константинов, гость сайта:
– На мой взгляд, между лицензированием и авариями никакой причинно-следственной связи нет. Чиновники давно превратили процесс выдачи лицензий в кормушку, а потому лицензирование лишь призвано успокаивать простых смертных. Его отмена, наоборот, уменьшит «взяткоемкость» и устранит лишние административные барьеры в строительной сфере. Это в свою очередь снизит стоимость возводимого жилья, даст возможность развиваться настоящей конкуренции. Реальную защиту прав граждан в строительной сфере призван обеспечить новый Градостроительный кодекс РФ. Поэтому не стоит закатывать истерику по поводу отмены лицензирования с 1 января 2007-го.
Эксперт, гость сайта:
– Все процедуры лицензирования сводятся на практике к элементарной покупке документа. Официально лицензия стоит 1 300 руб., неофициально – и 30 тысяч, и 100 тысяч… Вы только вдумайтесь: за прошлый год выдано 70 тысяч документов, о которых идет речь. Общее же число полученных на осуществление строительной деятельности лицензий превышает уже 200 тысяч! Отследить соблюдение требований законодательства всеми лицензиатами не представляется возможным. Вполне допускаю, что и после 1 января 2007 года аварии будут продолжаться. Но вовсе не потому, что отменили лицензирование, а потому что износ основных фондов, инженерных сетей и теплотрасс будет нарастать.