23:30:44
11 апреля 2021 г.

Марк Рудинштейн: «Гулять это по квартире – не для меня!»

В гостях у звездыНедавно Марк Рудинштейн отпраздновал юбилей. Мало кто знает, что известный кинопродюсер и основатель «Кинотавра», «Ликов Любви», Международного кинофестиваля в Санкт-Петербурге всего лишь десять лет назад переехал в собственную квартиру. А до этого он долго жил в подвале в городе Подольске, чем немало озадачивал телевизионщиков, приезжавших снимать передачи об «отце» самого престижного и уважаемого в стране фестиваля.– Марк Григорьевич, что в вашей жизни значит ДОМ?
– Дом – это место, куда всегда можно прийти. Долгое время у меня его не было, наверное, поэтому так его ценю сегодня. Дом – это там, где уютно, удобно, где тебя ждут. И куда хочется возвращаться каждый вечер.
– Каким вспоминается родительский дом в Одессе?
– Воспоминания о том послевоенном времени очень расплывчаты. Хулиганское время. Я очень быстро убежал из родительского дома, в пятнадцать лет. Дело в том, что в доме, в котором родился, жили люди, которые выдали двух моих дедушек и двух бабушек. Их всех расстреляли. Но были там и другие соседи, пытавшиеся их спасти. Люди по-разному вели себя во время войны, да и после нее. Те, кто выдал моих близких, вероятно, из чувства вины что ли, старались меня подкормить, обласкать. Я бывал потом в той коммуналке: там по-прежнему стояла мебель бабушек и дедушек, оставшаяся после их расстрела. Тем не менее, не обвиняю людей. Их жизнь была в опасности. Понимаю, если бы они не донесли, донесли бы на них. Так работала система. Те люди потом пытались искупить свою вину. И меня жизнь испытывала на чувство страха, когда понимаешь: ты – ничто перед огромной государственной машиной. А после определенных событий, произошедших в моей жизни в 1987 году, страх исчез. Это было классное состояние свободы, когда сам решаешь, что в жизни делать, куда передвигаться, куда ехать. Пожалуй, свободное чувство перемещения в мире – одно из главных достижений последних двадцати лет.
– Под какими крышами приходилось жить эти годы?
– Долгое время у меня вообще не было собственного жилья. А начинал я фестиваль «Кинотавр», живя в подвале в Подольске. В настоящем подвале, наполовину в земле. Когда первый раз приезжали снимать телевизионщики, они крайне удивились. Сейчас в этом подвале склад, но там вполне можно было бы устроить музей. А собственной квартирой обзавелся десять лет назад. И, конечно, обустроил ее по своему вкусу.
– Есть ли у вас какие-то особенные требования к жилью? Своя формула комфорта, что ли?
– Необходимо, чтобы под рукой всегда было все нужное: музыка, книги, фильмы… Любая интересующая меня информация. Чтобы всегда можно было пополнить образование. И чтобы в доме было уютно, удобно. Я не любитель больших помещний. И гулять по квартире – это не для меня. Даже когда размещаюсь в гостинице, прошу выделить небольшой номер. Чтобы поднял руку или ногу (смеется…) и включил все, что надо.
С корабля на бал кино
– Говорят, в юности вы строили морские суда. Как же вас угораздило попасть в мир кино? В среду актеров, продюсеров…

– Действительно, единственная запись в моей трудовой книжке – «судосборщик третьего разряда». Кстати, первый советский крейсер «Москва» появился не без моего участия. Но после армии вдруг стали проявляться некоторые творческие способности: сначала был ансамбль песни и пляски, ВГИК, затем актерский факультет Щукинского театрального училища, а потом – исключение из него. Если бы не отъезд родителей, может, судьба сложилась бы по-другому.
Про «продюсерское окружение» сложно говорить. Ведь профессии «продюсер» законодательно в нашей стране нет – факт наличия есть, а закон отсутствует. Людей, выполняющих эту работу, всегда называли администраторами, директорами производства. И фестивали организовывали вовсе не продюсеры, а администраторы. Только в нашей больной стране администратор фестиваля мог вызывать такой бешеный интерес у прессы! Вы можете себе представить, чтобы кто-то гонялся за администратором Каннского фестиваля? Никто даже не знает, как он выглядит. А наших администраторов знают в лицо. Если на фестивале хорошо размещают людей, кормят, куда нужно подвозят, то так и должно быть! А почему должно быть иначе? Подозреваю, что интерес к «Кинотавру» поначалу был чисто гастрономический. И даже когда был организован хороший институт исследования кинематографии, то это, похоже, кто-то так и не понял. Ибо, когда нас хвалили, то почему-то за отличную организацию, а когда ругали, то называли «Кинотавр» «хорошей тусовкой», где можно неплохо повеселиться. Выпить и закусить. Но ведь это не главное. Если бы организаторы международных фестивалей присмотрелись к профессиональным действиям «Кинотавра», у нас давно бы были приличными и Московский кинофестиваль, и многие другие.
– Марк Григорьевич, едва вы распрощались с «Кинотавром», и снова затеваете грандиозный проект, теперь в Питере. Что подтолкнуло вас к этому?
– Когда отдал «Кинотавр», то поймал себя на двух совершенно разных ощущениях. Первое: свалил с плеч огромный груз… А второе (это ощущение возникло буквально через неделю) – нечего делать! Так идея Питерского кинофестиваля стала обрастать «плотью». Реализую проект, который уже десять лет не дает покоя, и этим хочу поставить точку в трудовой деятельности. Ведь идея «Кинотавра» – организация крупнейшего международного кинофестиваля в Сочи. И так бы оно и случилось, если бы фестивалю не завидовали и всячески не мешали. Я долго доказывал, что именно там должен проходить крупнейший международный (!) кинофестиваль. Но потом понял, что не докажу этого, ибо у разных людей есть свои финансовые интересы в Москве. Я был учредителем и начинал многие фестивали: мои, так сказать, гены есть и в Каннском фестивале (мы проводили дни Москвы в Париже), и в Одесском «Золотом Дюке», и в «Балтийской жемчужине» в Риге… Долгое время доказывал, что надо создать фестивальный комитет России – и не для того, чтобы что-то узурпировать, а чтобы систематизировать. Сегодня в стране такое количество кинофорумов, что можно, по-моему, ездить с одного на другой, не заезжая домой. Но это не значит, что все они должны иметь статус кинофестиваля. В Европе существует ассоциация продюсеров, которая следит за тем, чтобы один фестиваль «не наезжал» по срокам на другой. Надо создать такой фестивальный комитет и в России.
Свой среди чужих?
– Вокруг вас всегда много людей, со многими связывают деловые и творческие отношения. Сознайтесь, есть, наверное, и прихлебатели, и те, кому от вас всегда что-то нужно. А настоящие друзья, какие они?

– Только друзья из детства любят тебя просто за то, что ты есть. Им от тебя ничего не нужно. Даже те, с которыми ты вместе прошел заковыристыми путями экономики, бизнеса, производства, каких-то общих дел в нашей стране, они редко остаются друзьями. Учитывая, что я появился в мире кино неожиданно, многие так и не поняли, – откуда взялся? Ощущал себя, как в фильме Михалкова, «своим среди чужих, чужим среди своих». Многие так и не пустили меня в свою жизнь, и даже те, с кем плотно работаю, все равно семьями не дружим. Люди получали от меня хорошую административную работу, могли стать звездами, вволю потусоваться. И я благодаря им тоже получал свою долю известности и свою долю удовольствия. Поэтому мы благодарны друг другу. А того «ах», которое было, уже нет. Я смирился со многими разочарованиями и «примерил» на себя позицию «фотографа» – сфотографировав картинку, не надо разглядывать ее с обратной стороны. На изнанке может оказаться то, что тебя не обрадует, или ты вообще ничего там не увидишь! Так и искать в душах звезд духовность – дело неблагодарное. Все-таки между кумирами и зрителями обязательно должна быть дистанция. Пусть «звезды» остаются легендой.
– Ну, а каков круг людей, с которым вам хотелось бы общаться?
– Он совсем другой. Это круг Дмитрия Лихачева, Солженицына, Сахарова. Это физики, ученые, музыканты. Предпочитаю компании, где могу слушать, а не говорить. Во-первых, потому что выговорился. А во-вторых, потому что интересно понять, как много в мире ты еще не знаешь.
Дом в своем стиле
– А как отдыхаете?

– Когда появляется возможность – хожу в театр. Читаю – везде. В самолетах. В машине, так как сегодня дорога от дома до работы иногда занимает столько же, сколько дорога в воздухе. Люблю исчезнуть куда-нибудь дней на пять – шесть. Чтобы никто не знал, где ты…
– Дизайн вашей квартиры, кто его разрабатывал? Наверняка, специалист. Или, Марк Григорьевич, вы тоже руку приложили?
– Мне помогала жена Леонида Ярмольника – Оксана. Профессионально, но согласуясь с моими пожеланиями, все прекрасно осуществила. Получилось классно, и именно то, что хотелось.
– На каком стиле остановились: ампир, модерн или хай-тек?
– Понимаю только один стиль – «мне удобно». Удобно, например, лежать в джакузи и иметь возможность включить в ванной комнате телевизор, который укреплен на стене. Рядом может журчать водопад, или бить фонтан. Или играть музыка, если есть для этого настроение….
– А можно ли вас застать дома с молотком? Или это, извините, не к вам?
– Нет, это – не ко мне. Если надо что-то куда-то передвинуть, то, пожалуйста! А вот если буду заколачивать гвоздь, то могу промахнуться.
– Вы играете в мюзикле «Губы» Сергея Проханова и Александра Журбина. Это Театр Луны. А что еще в планах?
– Собираюсь выйти на сцену в новой антрепризе. Периодически снимаюсь в кино. Это огромное удовольствие. Знаете ли, актерское студенческое прошлое нет-нет, да и дает о себе знать.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация