Можно ли читать ушами?
Кто из москвичей не ловил себя на мысли, как много времени приходится тратить на дорогу – на работу, в гости, в магазины. У кого-то бездарно пропадают два часа, у кого – все три… Может, книжку с собой захватить? Но больно уж тяжела и неудобна для подобных поездок «бумажная литература».В последнее время появилось довольно много цифровых аудиокниг, которые, закачав в плеер, можно слушать в любом положении, даже в давке в метро. Правда, далеко не все пассажиры успели оценить их преимущества в экстремальных условиях. Однако есть надежда, что с легкой руки президента, рассказавшего на недавней встрече с журналистами о том, что он любит книги слушать, ситуация изменится!
Если серьезно, то теперь не нужно будет выкраивать время, которого и так не хватает дома, чтобы перечитать или просто прочитать давно откладываемый из-за постоянной занятости роман.
Возможно, многие будут удивлены, но Инесса Дехтярева, менеджер фирмы «ИДДК ГРУПП», одного из крупнейших издателей цифровых книг, уверяет, что дети больше втягиваются в «чтение ушами», чем взрослые. Может быть поэтому, даже освоив грамоту, они все равно постоянно просят родителей им почитать. И в тех семьях, где старшие находят для этого время, проблем нелюбви к книге просто не существует.
Понятное дело, далеко не все книгоманы готовы вот так взять и изменить своим привычкам. Многие вообще уверены, что цифровые аналоги покушаются на святая святых – саму книгу – и вовсе отучают детей читать. Их оппоненты говорят, что аудиокнига не конкурент своей древней сестре, а «вербовщик». Она не гасит, а наоборот, пробуждает интерес к литературе, причем, как у детей, так и у взрослых. Ведь с появлением телевизора мы не перестали ходить в театр!
Кстати, доказательством правильности такого суждения можно считать шквал интереса к самим произведениям, после того, как состоялись громкие премьеры их экранизаций: книги «Идиот», «Война миров», «Дневной дозор» буквально сметались с прилавков магазинов. Ситуации были почти анекдотичные: двадцатилетние молодые люди с удивлением обнаруживали, что Герберт Уэллс – не сценарист, а писатель, к тому же живший сто лет назад.
Так же и с цифровыми книгами: рано или поздно большинство юношей и девушек неизбежно захотят читать глазами, а не ушами, оставив аудиовариант для поездки на работу, дорожных пробок, путешествий и массы других ситуаций.
Что же касается электронных версий произведений, то они предназначены скорее для быстрого поиска нужного отрывка из романа, цитаты, небольшого стихотворения и будут по достоинству оценены школьниками и студентами.
Без сомнения, большое значение имеет само исполнение. Многие фирмы, независимо друг от друга, приглашают для записи одних и тех же произведений абсолютно разных артистов – как настоящих мастеров слова, так и «модных» исполнителей, чей голос уже сам по себе является приманкой. При большом выборе найти «своего чтеца» реально.
Люди старшего поколения, возможно, впервые откроют для себя записи звезд прошлых лет в потрясающе чистом качестве: без шумов, напоминающих звук готовящейся яичницы и заглушающих многие нюансы любимых голосов.
Так что не теряйте даром времени, слушайте книги там, где их трудно читать.