23:30:44
11 апреля 2021 г.

Вера Степаненко: «Жизненно важный вопрос – чистота атмосферного воздуха»

Разное«Воздух!» – раздавалась команда во время войны, и все знали, что с неба вот-вот посыплются бомбы, и надо мчаться в укрытие… «Воздуху!» – впору кричать жителям современных мегаполисов, в атмосфере которых присутствует едва ли не вся периодическая система Менделеева. Ну, а как дышится нынче любимой столице? В беседе с нашим корреспондентом об этом рассказывает Вера Степаненко, депутат Мосгордумы, председатель комиссии МГД по экологической политике.

Вдохи и вздохи

– Вера Станиславовна, как известно, в любом большом городе не обходится без экологических проблем. Ну, а какова главная болевая точка у Первопрестольной?

– Самый непростой и самый важный экологический вопрос для города – чистота атмосферного воздуха. Основные источники его загрязнения – выбросы автомобилей и промышленных предприятий. В столице сейчас почти четыре тысячи промышленных предприятий, 66 промышленных зон, 14 ТЭЦ, 68 районных и тепловых станций, более тысячи котельных. Но не они главные виновники загрязнений. 83% вредных выбросов приходится на долю автомобилей, которых в городе сейчас более трех миллионов, и каждый год число машин увеличивается. К тому же, как известно, многие автолюбители покупают не новых «железных коней».

Устаревшие автомобили отечественных марок не соответствуют евростандартам. Прибавим к этому пробки на дорогах, низкое качество моторного топлива, и в итоге получим выброс выхлопных газов, превышающий предельно-допустимые нормы.

Безусловно, городские власти принимают меры. Например, сокращены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на ЗАО «Красная Пресня», прекращена эксплуатация аммиачных холодильных установок, ограничен въезд большегрузного транспорта в центр города в ночное время. Два автотранспортных предприятия ГУП «Мосавтотранс» переведены на газообразное топливо. По нашим данным, около 200 тысяч автомобилей используют в качестве моторного топлива газ. У них нет проблем с заправкой, так как сейчас работает 36 стационарных газозаправочных станций. В Европе автомобили заправляют топливом с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими нормативам Евро-3 и Евро-4. У нас в городе тоже утверждены стандарты на бензин и дизельное топливо. Есть закон об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. Москва первой среди субъектов Российской Федерации на свой страх и риск вводит ужесточение санкций за моторное топливо, не соответствующее стандартам. И хотя мы находимся в правовом вакууме (поскольку нет федерального закона), городской закон позволяет контролировать заправочные станции.

28 февраля на заседании московского правительства рассматривалась целевая среднесрочная экологическая программа города на 2006 – 2008 годы. Принимается она раз в три года. При ее разработке мы исходили из принципа, что для решения проблемы с чистотой воздуха необходимо действовать по нескольким направлениям. Это организация движения в городе, градостроительные вопросы, дорожно-мостовое строительство и технологические вопросы – техническое состояние автомобилей, качество моторного топлива. Только тогда можно получить положительный результат. Об этом свидетельствует и мировая практика.

Уже сегодня мы могли бы добиться более ощутимых результатов, но у Москвы как субъекта Федерации нет достаточных полномочий, чтобы в полной мере влиять на этот процесс. Федеральное законодательство не позволяет этого сделать.

Москвичи будут дышать по закону

– Вера Станиславовна, москвичи во второй раз выбрали вас депутатом Мосгордумы. Что удалось сделать за предыдущие четыре года?

– Создана законодательная база города Москвы по экологической безопасности, и мы уже подошли к тому, чтобы разработать Экологический кодекс. Приняты законы о государственном экологическом контроле в столице, в том числе о контроле за предприятиями, об экологическом мониторинге, о комплексном природопользовании, об отходах производства и потребления в городе.

У нас есть пять законов, которые позволяют сохранять зеленую зону. Немаловажный фактор чистоты атмосферного воздуха – состояние зеленых насаждений. Каждое дерево для города ценно. Сегодня, по мировым стандартам, считается достаточным, если в среднем на человека в городе приходится 16 кв. метров зеленых насаждений. Это не только создает комфортную среду обитания, но и помогает бороться с большим количеством выхлопных газов. Поэтому мы стараемся сохранить все парки, придав им статус особо охраняемых природных территорий. Лесной кодекс предполагал их приватизацию, а значит, уничтожение природных зон. По московским законам этого делать нельзя, жесткие санкции ждут нарушителей за каждое вырубленное дерево.

Введены новые нормы административных правонарушений. Ведь иногда как бывает? Проведены работы по благоустройству дворовой территории, а затем начинается стройка. Строители, не задумываясь, уничтожают газоны, вырубают деревья и кусты. Теперь за такие административные нарушения по закону о защите зеленых насаждений и особо охраняемых территорий их ждет строгое наказание.

Среднесрочная программа на 2006 – 2008 годы предусматривает также создание новых парков и вывод вредных предприятий из особо охраняемых природных зон, что для города очень актуально.

– Каковы задачи на ближайшие четыре года?

– Развитие законодательства. Будем готовить законодательные инициативы на федеральный уровень, потому что наболевшая проблема транспорта не может быть решена локально – только в одном городе.
Или взять вопрос развития такой структуры, как экологическая милиция. Вот жители часто спрашивают, куда им обращаться, если возникают проблемы: чья-то машина брошена под окнами, или дерево сломалось и грозит разбить окно. Это все входит в обязанности экологической милиции. Для того, чтобы это было узаконено, необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Мы будем этим заниматься.

Разумеется, очень важно, чтобы максимально эффективно работали уже принятые законы. А для этого должны заработать программы, которые принимаются по экологической безопасности. Однако на это, сами понимаете, нужны немалые бюджетные средства.

Выручил бродяга-ветер

– В Мосгордуме последнего созыва вас выбрали также и заместителем председателя бюджетно-финансовой комиссии.

– Да, это мое осознанное решение. В прошлом созыве принято 15 законов по защите окружающей среды. Мне хочется сделать акцент на качественной составляющей. А реализовывать политику, в том числе и экологическую, невозможно без бюджетного финансирования. С другой стороны, ко мне обращаются избиратели с разными вопросами, поэтому необходимо лучше знать социальную сферу, иметь более широкий кругозор. И этому помогает работа в разных комиссиях. Регламент нас ограничивает, депутат может входить только в три комиссии или войти в бюджетно-финансовую, чтобы концептуально ознакомиться с различными сферами деятельности.

– Вы сами высказали желание стать членом бюджетно-финансовой комиссии, или вам предложили?

– Это было обоюдное решение.

– Нынешняя зима выдалась на редкость суровой, температура даже в черте Москвы опускалась ниже минус тридцати. Сказалось ли это на экологической ситуации?

– Большинство москвичей, наверное, не задумывались об этом, а специалисты волновались. Сильные морозы способны были привести к тому, что определенные слои воздуха, находясь достаточно низко над землей, образовали бы запирающий слой. И смог – удушливый туман, смешанный с выхлопными газами, дымом и копотью – накрыл бы город. Могли пострадать люди с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями. К счастью, этого не произошло: были сильные ветры, и они рассеивали газы. К тому же в эти дни машин на трассах наблюдалось гораздо меньше, чем обычно. Из-за низкой температуры не завелись многие автомобили.

Строителям – алаверды

– Котельные работали на полную мощность, но в некоторых квартирах было холодно…

– Да, мы уже отвыкли от таких морозов, видимо, забыли, что наш город – самая настоящая северная столица. К сожалению, об этом не всегда помнят и проектировщики, и строители. Из-за их ошибок в нескольких домах новой серии в Кожухове (а это мой избирательный округ) пришлось мерзнуть. Молодые семьи въезжали в дома весной, когда было тепло и комфортно, и не предполагали, что их ждет зимой. Но грянули морозы, и проявились все недостатки. Эта серия жилых зданий спроектирована без утепленных чердаков. Сильная вентиляция, строительные недоделки привели к тому, что в квартирах значительно понизилась температура, даже потрескались пластиковые оконные рамы.

И вот еще «странная» закономерность: в квартирах, где москвичи живут по договорам социального найма или покупают их с рассрочкой платежа по льготным ценам, почему-то бывает больше недоделок, чем в коммерческих. Казалось бы, город выбирает строительные организации, которые по контракту строят жилье. И эти организации должны быть заинтересованы, получив заказ, сдать объект высокого качества. Но такое происходит не всегда.

Конечно, в Кожухове строители провели сейчас ремонтные работы, сделали временное утепление, а весной обязались поменять рамы и устранить оставшиеся недоделки. Но ведь надо стараться работать без каких бы то ни было недоделок!

О нашем собеседнике

Вера Станиславовна Степаненко окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Академический правовой университет при Институте государства и права Российской академии наук. Кандидат юридических наук. Работала сопредседателем региональной общественной организации «Союз экологических общественных организаций». Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация