23:30:44
11 апреля 2021 г.

В поисках логики и аналогии

Какой замечательный закон есть в нашей стране! Называется «Закон о защите прав потребителей». Жаль только, девяносто процентов простых покупателей, в чьи руки, собственно, он был вложен, как щит, до сих пор даже не удосужились его открыть.Да неужели же так трудно взять, наконец, и выяснить – что за таинственные две недели, в течение которых… Ах, вы не читали? Ну, что же, тогда можете покорно выслушивать гордое заявление продавца о том, что только в том случае сможете вернуть товар в магазин и получить обратно деньги, если обнаружите в нем дефект. Большинство продавцов маленьких магазинчиков, чаще всего приезжие из недалекого зарубежья, сами этот закон тоже в глаза не видели, а могли бы. Ведь он есть, вернее, должен висеть, стоять, лежать в каждой торговой точке на почетном месте, а не в подсобке. А те, кто читали выборочно, частенько искренне уверены, что товар можно только обменять, а уж никак не взять обратно. И знаете почему? Увидев нужный им пункт, просто не считают нужным прочитать следующий.
Вот так как-то покупала я в маленьком магазинчике детские ботинки. Ну, сами знаете, размер на размер у разных производителей не приходится. Тот единственный, что есть, вроде наш, хотя, кажется, немного меньше, чем ему положено быть. Но что поделать – не тащить же малыша за тридевять земель на примерку! В полной уверенности, что маленький магазин – это все же не рынок, где даже чека не выдают (и потому доказать сам факт покупки практически невозможно), скорее по инерции, невинно так, интересуюсь у продавца: могу ли, если не подойдут ботинки, вернуть деньги, на что получаю бодрый ответ – только обменять. Далее, ссылаясь на один и тот же закон, мы начинаем горячую дискуссию, но когда я начала вдруг сомневаться в собственных знаниях, потребовала у продавца, наконец, открыть первоисточник, дабы он висел тут же на стене. Продавец, распираемый гордостью за собственную юридическую подкованность, мгновенно открывает нужную статью и указывает на абзац, где говорится: «Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид… и
т. д.». «Убедились?» – спрашивает. Надо сказать, в предоставленной им брошюрке этот абзац завершает страницу. Переворачиваю и на этот раз уже сама с победным видом предлагаю ему ознакомиться со следующим пунктом, где черным по белому написано: «В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи». Удивлению продавца не было предела, его даже стало жалко.
Хотя, надо отметить, в законе, чтобы добраться до сути, то есть понять, что вы вправе в любом случае вернуть не подошедшую вещь и забрать деньги, нужно вспомнить законы логики. Ведь в первом пункте сказано, что, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, вы вправе обменять его на аналогичный товар. А в пункте втором говорится, что если АНАЛОГИЧНЫЙ товар отсутствует, то покупатель вправе расторгнуть договор. Если буквально следовать написанному, то, когда вы хотите вернуть платье вашего размера, купленное в порыве, но затем раскритикованное в пух и прах домашними, продавец, обведя взглядом зал, забитый до отказа одеждой всевозможных фасонов и расцветок, в принципе, может удивиться – неужели здесь нет АНАЛОГИЧНОГО товара, который бы вам подошел?
Возможно, именно это несоответствие и останавливает людей, склонных к анализу, смело нести не устроившую вас вещь обратно в магазин и не оправдываться перед суровым продавцом.
И еще одно железное правило: сохраняйте некоторое время чек на любой непродовольственный товар. Хотя, если вы купите банку икры, а, открыв, засомневаетесь в ее качестве, чек тоже будет необходим. Приобретя как-то недешевую сумочку в супермаркете, где, помимо самой фирмы, арендуют место и маленькие фирмочки, через два месяца не очень активного использования обнаружила, что та разваливается на глазах – швы расходятся, замок на молнии оборвался, кожа потемнела. Несмотря на то, что никто из знакомых не верил в успех затеи, выясняю возможность обмена у продавца. Но после предъявленного чека (продавец очень удивилась, что он сохранился) и упоминания закона о правах потребителя всуе, вопрос был решен.
Правда, говорят, сейчас появился целый отряд покупателей, использующих права ради извлечения выгоды. Особенно часто это происходит с дорогими вечерними туалетами и костюмами. Доказать, что его надевали на один вечер, довольно сложно (если, конечно, вы не вылили на него соус), поэтому часто фокус проходит. Правда, известен курьезный случай. Покупатель, прежде чем вернуть костюм в магазин, решил его привести в божеский вид и сдал в химчистку… а потом забыл снять бирку! Подобные случаи, конечно, дискредитируют законопослушного приобретателя, и он тоже может попасть под подозрение в нечистоплотности. Но все же тех, кто не знает и не заявляет о своих правах, гораздо больше.
В следующих номерах спецвыпуска мы вместе с юристами, опираясь на примеры из жизни и богатую судебную практику, разберемся, наконец, в тонкостях покупательской науки.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация