23:30:44
11 апреля 2021 г.

И ввысь, и вниз одновременно

В условиях дефицита земли градостроительные перспективы столицы становятся все более фантастическими. Московские власти намерены действовать сразу в двух направлениях, развивая высотное и подземное строительство. Что и продемонстрировали на международной выставке «Подземный город-2006», проходившей в Москве в конце января.Вспоминая традиции
В 1723 году, когда молния ударила в шпиль Меншиковой башни, и начался пожар, люди говорили, что тщеславный вельможа Меншиков наказан за свою дерзость. Ведь возведенный в его московских владениях храм был выше колокольни Ивана Великого. В старинной Москве такое не допускалось. Но времена менялись… Уже в конце XIX века капиталистическая Москва стала тянуться ввысь. Особо в этом плане преуспели владельцы доходных домов. Культовые высотки сталинской эпохи во многом превзошли эту традицию. Сегодня высотное строительство становится одним из приоритетных направлений градостроительной политики.
Комплекс «Алые паруса», уже знаменитый «Триумф палас» высотой 260 метров – это только начало новой «высотной эпопеи». К 2015 году в Москве планируется построить 60 высотных комплексов. Проводятся конкурсы на участие в программе «Новое кольцо Москвы». В этом году на строительный аукцион «выведут» 13 площадок для воплощения гран-диозного замысла. А в 2007 году – еще 15. Со временем небоскребы будут окружать столицу со всех сторон. А в центре города по своим высотным параметрам будет выделяться деловой центр Москва-Сити. И это очевидно уже сегодня.
Страховка нужна всем
И особенно многоэтажным великанам. Вопрос безопасности высотных объектов в последнее время вызывает повышенный интерес. Это связано с резким увеличением высотности зданий и с присутствием на строительном рынке Москвы большого количества частных инвесторов. Такие понятия, как строительный мониторинг, технологические регламенты, технадзор, страхование строительных рисков при возведении современных объектов должны быть неотъемлемой частью любого созидательного замысла.
Что касается объектов городского заказа и бюджетных средств, особенно, если речь идет об особо значимых проектах, тут все необходимые моменты соблюдены. Однако поручиться за безопасность абсолютно всех коммерческих новостроек не могут даже специалисты. Да и страхование строительных рисков носит пока добровольный характер. Конечно, экспертиза проектов и технадзор существуют. А «страхование объектов» должно «закладываться» в сметы и реестры. Но, к сожалению, эти правила частными инвесторами соблюдаются не всегда. Что касается строительных регламентов и нормативов, тут разговор особый…
По утверждению специалистов, три года назад правительство Москвы взялось за создание новой нормативной базы для высотного строительства. Сначала профессионалы решили накопить свой опыт, изучить зарубежный, разработать временные нормативы, чтобы потом на базе широкого обобщения создать постоянные нормативы, технические регламенты. И сейчас еще профессионалы стройиндустрии продолжают накапливать опыт, руководствуясь временными нормативами.
Уходим под землю
Жесткий надзор, страхование строительных рисков чрезвычайно важны и при подземных работах. Тем более что городское подземное пространство с каждым годом используется все активнее. Под землей появляются целые этажи новых зданий, многоярусные гаражные стоянки, огромные торговые центры. Тенденция использовать пространства подземелья становится актуальной и при реставрации исторических объектов с элементами их реконструкции. По словам директора НИИ оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова Вячеслава Ильичева, такие работы проектируются и ведутся согласно точным научным расчетам, с использованием самых современных и надежных технологий. Специалисты, собравшиеся в Москве на очередной градостроительный форум, с интересом ознакомились с достижениями россиян в этой сфере, а также с перспективами дальнейшего развития подземного пространства столицы. А планы на этот счет грандиозные…
В ближайшее время начнутся преобразования под Пушкинской и Триумфальной площадями, а также в районах Павелецкого и Белорусского вокзалов. А в перспективе намечено глобальное освоение подземных территорий Москвы для расширения транспортной, торговой, досуговой инфраструктур.
Технологию автоматического монтажа сооружаемых транспортных тоннелей большого диаметра наши специалисты уже освоили. Примером может служить Лефортовский тоннель. Огромный торговый центр под Манежной площадью, глубокий гараж в районе ВДНХ, метрополитен, тоннели, а еще подземные лабиринты времен Ивана Грозного, подмосковные каменоломни, бесконечные ходы неофициального андеграунда уже есть. Тогда, действительно, почему бы не сделать московские подземелья «цивилизованными и обитаемыми»? Дороговизна столичной земли и опыт зарубежных мегаполисов на такие мысли тоже наталкивают…
Метро – это не только транспорт
Изначально так и было задумано: советское метро – это не только транспорт, но и великолепные подземные залы. Недаром несколько станций метрополитена приравниваются к памятникам архитектуры, например, Новослободская и Маяковская. В 60 – 70-е годы пытались экономить на оформлении новых линий, отделывая их обычным кафелем. Но от мощной вибрации плитка отваливалась, и стены подземки имели жалкий вид. Позднее при строительстве и оформлении новых станций метрополитена постарались найти разумную середину: не дворцы, но все-таки художественно и прочно. Хотя станции метро «Парк победы», «Воробьевы горы», второй павильон и переход «Маяковской» выполнены на самом высоком уровне и уже стали достопримечательностями.
Многочисленные и очень востребованные экскурсионные маршруты восторженных иностранцев по московской подземке – яркое свидетельство того, что наше метро самое красивое в мире. Ни берлинское, ни парижское, ни тем более нью-йоркское с ним не сравнятся. Москвичи, конечно, этим гордятся, но при гигантских масштабах города их все-таки больше интересует метро как транспорт.
Приоритетная задача ближайших лет – создание новых веток и станций метрополитена. В первую очередь запланировано строительство долгожданной Митинско-Строгинской линии. А от станции метро «Чкаловская» будет проложена ветка в район Марьиной рощи. Первый участок Люблинско-Дмитровской линии планируется построить в 2007 году. Причем, тенденция комплексного освоения и использования подземного пространства касается и новых станций метро. Задумано совместить транспортную составляющую с инфраструктурами различного назначения. По принципу уже существующей станции метро «Деловой центр».
Теперь новые линии метрополитена прокладываются быстро, с использованием самых современных технологий. Подземные транспортные аорты проходят под коммуникациями значительно ниже грунтовых вод. И при этом – никакой осадки грунта. Наряду с традиционными методиками развития столичной подземки, в отдаленных районах будет активно внедряться уже опробованный в Южном Бутове вариант «легкого метро».
А в перспективе Москва подземная должна стать многофункциональным нижним этажом «двухэтажной» столицы. Именно так многие специалисты и мэр города Юрий Лужков представляют ее будущее.

Ольга Мирошниченко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация