23:30:44
11 апреля 2021 г.

Александр Полынников: «Я отвечаю за борщ, а жена – за рыбу»

В гостях у звездыАктриса Анна Назарьева и ее супруг кинорежиссер Александр Полынников женаты семнадцать лет. Съемочные площадки, поезда, самолеты, номера гостиниц – часть их захватывающей и многотрудной артистической судьбы. Наверное, поэтому они давно открыли для себя истину: ДОМ – категория переменная. Что не мешает им, из дальних странствий возвратясь, с радостью и блаженством окунаться в уют московской квартиры на Красной Пресне.Двое для каждого в отдельности
Анна Владимировна:
Дом для меня – это, прежде всего, очаг. Это то место, куда мне все время хочется возвращаться, где меня окружают родные люди, любимые вещи и предметы, где, наконец, живет моя любимая кошка. А еще дом для меня – это уют, то пространство, где можно спрятаться от мира и отдохнуть.
Александр Николаевич: Аня права. Это место, куда мне хочется возвращаться, где бы я ни был.
Я свое детство провел в деревне под Симферополем, в Крыму. Там понятие «Дом» сопоставимо с понятием «Жизнь». Жизнь в деревне главным образом проходит в доме или во дворе. А в городе вместо «дом» гораздо чаще говорят «квартира». Что, на мой взгляд, звучит довольно безлико. Хотя, конечно, ко всему привыкаешь. И стараешься создать милую твоему сердцу обстановку в этой квартире, чтобы она стала Домом в высоком смысле слова.
Актерская и режиссерская планида такова, что квартиру очень часто заменяет гостиничный номер. И, приезжая на несколько дней или даже месяцев в другой город, стараешься и там создать какой-то свой уют. По крайней мере, Аня об этом не забывает. Я даже думаю, что Дом, хотя бы и временный, можно создать где угодно.
А. В.: А еще Дом – это хлебосольные хозяева. Мы с Александром Николаевичем любим гостей и стараемся всякий раз порадовать их какой-нибудь вкуснятиной. Муж прекрасно готовит, поэтому и я стараюсь от него не отставать!
А. Н.: В плане стряпни у нас – разделение труда. Аня специализируется на рыбе, великолепно варит супы и щи из квашеной капусты. Это с ума сойти можно, как вкусно у нее получается! Я отвечаю за мясо, люблю готовить борщ и плов.
А. В.: А вот сладкого мы никогда не печем – не успеваем. Проще тортик купить. Недавно вот была в Киеве на съемках и привозила оттуда киевские торты – все были в восторге.
Революционный райончик
А. Н.:
Мои родители жили в просторном сельском доме в Крыму. Дед – бывший кулак – одно время даже сидел за свой длинный язык. Он был деревенским плотником, умудренным жизнью человеком, мастером на все руки. При этом придерживался самых суровых и доходчивых воспитательных мер. Вот, к примеру, пошел я в первый класс и как-то получил единицу за кляксы и мазню. Боялся даже, что дед задаст ремня. Но получилось еще страшнее: утром просыпаюсь, чтобы бежать в школу, а ученической сумки-то моей и нет. Нет учебников и карандашей на столике. Спрашиваю: «Деда, а где?..» – «А ты куда собрался?» – «В школу». – «А зачем? Что тебе там делать? Ты кол принес! Значит, тебе учиться не надо. Выбросил я твои учебники. Иди вон коров почисти».
Я вышел, и действительно: на навозной куче валяются мои учебники и тетрадки… Надо же, думаю, как все обернулось. Долго-долго чистил коров, весь перемазался и решил: «Нет! Лучше буду грызть гранит науки, чем вот так всю жизнь канителиться». Собрал учебники, оттер их, почистил портфель и отправился в школу. И, представьте, до десятого класса ни одной плохой отметки не получил! Вот что такое дедово деревенское воспитание.
На селе человек все делает сам. Там нет ни сантехников, ни строителей, которые к тебе придут и все наладят. Мы с дедом сами полы настилали в доме, сами стены штукатурили, печку клали. О том, чтобы забить гвоздь, и прочих мелочах я уже не говорю. Дед учил меня так: клал дощечку, набивал на нее гвозди – по десять штук – и давал в руки молоток. Требовалось десятью ударами сходу забить все десять гвоздей. Поначалу где-то мимо получалось, где-то гвоздь не входил до конца. Потом научился. И вот, когда я с десяти ударов стал забивать все десять гвоздей, дед присвоил мне звание «плотника». А потом доверил и табуретку сделать. На селе все, что сделаешь своими руками, – то и в доме. Раньше ведь почти ничего не покупали.
И вот сейчас, когда нужно что-то в квартире подбить, покрасить, подмазать, мы с Аней все делаем самостоятельно. Я люблю этим заниматься. В Москве живу последних пятнадцать лет. Горожане как-то привыкли: чуть вода закапала из крана, звать сантехника. Чуть мигнула лампочка – вызывать электрика. Когда я переехал в столицу, то поначалу тоже вызвал сантехника. Он пришел, поставил кран. Через два дня кран потек. И я понял: надо самому брать кран, ставить прокладку, и тогда можешь быть уверен, что все сделано на совесть. Точно так же, если я сам крашу потолок, то уверен, что краска не отвалится, потому что я в нее чуть-чуть шампуня добавляю. И, кроме того, она не пожелтеет. А мастера придут, все так заляпают краской, что потом год не отмоешь. Привык все делать аккуратно, хотя и медленно. И при этом даже мебель никуда не двигать.
А. В.: Александр Николаевич большой эстет. На кухне у нас висела деревянная полочка, красиво сделанная, но мужу не нравилось, что видны шурупы. Он пошел на рынок, купил красивую золотистую накладку на липучке, приклеил. Мелочь, но на полку стало любо-дорого посмотреть, и из подобных мелочей складывается ощущение уюта.
Я родилась в Москве, на Пресне, в квартире, где вначале жили бабушка с дедушкой. Потом папа повстречал маму, они влюбились и тоже жили в этой квартире. А потом маме дали жилплощадь в районе станции метро «Пражская», очень далеко. Там я пошла в первый класс. Но вот теперь мама с удовольствием переехала назад, в квартиру своей юности, а мы приобрели квартиру в пяти минутах ходьбы от мамы. Тоже на Пресне.
Пресня связана с моими первыми детскими впечатлениями. Они мне, конечно, очень дороги. Но в то же время, это наша сегодняшняя жизнь. Мы с Александром Николаевичем были, например, в Москве в тот день, когда штурмовали Белый дом. А в наш дом попадали пули, рискуя залететь в окно.
Во время обстрела мы сидели в углу, в закутке, защищенном стеной…
А. Н.: Танки стреляли с моста, с Кутузовского проспекта. А наш дом, выражаясь по-военному, как раз на траверсе находится. И я грешным делом думал: «Вот сейчас они не попадут в цель, наши доблестные танкисты, и точно в наш дом вмажут». Пронесло. Правда, БТР, проезжая мимо, саданул-таки чуть выше наших окон. Там и сейчас выбоины… То есть район Красной Пресни для нас, его жителей, до самых новейших времен оставался революционным.
Кулибины советского кино
А. Н.:
Сплошь и рядом бывает так, что и сценарий – средний, и актеры – не всегда те, которых хочется видеть у себя на площадке, а надо снимать… Вот где пригодилась дедушкина школа. В те времена приходилось все время что-то соображать, химичить, придумывать. Например, в одной картине потребовалось снять в ночи едущий по шоссе мотоцикл и разделительную полосу. Эпизод был важен, потому что герой, глядя на эту полосу, изобретает вдруг какую-то новую машину. И на Одесской студии собирались для этого дела заказывать на ночную съемку целый трейлер, специальную платформу, на которой должна была стоять камера, осветительные приборы. И ночью со всем этим скарбом решили ехать, высвечивать дорогу…
Я вернулся как раз в те дни на студию из отпуска и сходу предложил: «Вы дайте мне мотоцикл и камеру. Я сам все сейчас поеду и сниму. Днем». Народ поверить не мог, будто такое возможно. А я взял, не долго думая, серенький целлулоидный фильтр, вырезал дырочку и приложил к объективу. Серый фильтр создавал ощущение ночи, а дырочка – это как бы свет от фары. И спокойно днем снял и эту полосу разделительную, и мотоцикл, а на экране было полное ощущение ночи… Потом у меня отбоя от предложений не было.
Помню, как снимал картину «Страсти по Анжелике», где Анна Самохина играла ведьму. И у нее периодически в глазах должны были вспыхивать зеленые огонечки. Директор требовал комбинированных съемок, а это безумно дорого было, да и тягомотно. Плюс изображение получилось бы ужасное. Компьютерной графики ведь в то время еще не было. Ну, я и придумал поставить между Самохиной и камерой чистое стекло, повернуть его под сорок пять градусов, а сбоку на него направить свет от прибора – через две дырочки с зеленым фильтром. Когда лучики совмещались с глазами актрисы, и включали свет, у ведьмы в зрачках загорались зеленые огоньки. Это стоило двадцать копеек. А сегодня попробуй графикам заказать подобный эффект – в такие деньги влетит!
Обнял по-отечески… и женился
А. В.:
С Александром Николаевичем я познакомилась на картине «Просто ужас». Мне было в ту пору лет одиннадцать, я пробовалась на роль в его фильм, и он меня не утвердил. Потому что я выглядела старше мальчика – героя. У меня были слишком взрослые, слишком грустные глаза. И он сказал: «Девочка хорошая, но нам не подходит». До пятнадцати лет я его не видела и о нем не слышала. Потом он меня пригласил на картину «Дорога к дому», и затем на картину «Поживем – увидим». И так ко мне расположился, что сказал: «Вот будет тебе восемнадцать – женюсь!» Я согласилась: «Хорошо, я буду вас ждать еще три года». Свидетелей, между прочим, было много – вся группа!
А. Н.: Просто на площадке было холодно, и я ее по-отечески прикрыл от ветра полушубком и обнял. А вся съемочная группа загоготала: «О-го-го!!! Александр Николаевич, смотрите, что вы делаете!!!» А я возьми и пошути: «Вот исполнится восемнадцать – женюсь!» После этих съемок года три мы не виделись. А потом Аня приехала ко мне на пробы «Приморского бульвара» и снялась в главной роли. После чего кокетливо сообщила: «А мне уже восемнадцать!» И я, помня свое обещание, как честный человек, повел ее в загс.
При этом надо заметить, что в Москву с юга я приехал загорелый, почти черный… А загс был у Тишинского рынка, где торгуют в основном кавказцы. И вот я, смуглый мужчина в полном расцвете сил, привожу молоденькую девочку в загс и вижу, как на нее все смотрят сочувственно: «Бедная, мол, ты бедная. Вот попала-то!» Я думал, что Аня за этот месяц десять раз передумает. Но она почему-то заявление забирать не стала. И вот мы уже (страшно сказать!) семнадцать лет женаты. И вполне счастливы!
Железная хватка уюта
А. В.:
Я люблю уют, теплоту во всем. Особо ценю теплоту в отношениях. Нет, конечно же, мы с мужем иногда ссоримся. Но быстро начинаем искать пути примирения и компромиссы.
Кроме того, я люблю, когда в доме тепло – во всех смыслах этого слова. Вот у нас сейчас в ванной пол с подогревом. Конечно, когда столько времени проводишь на съемках, начинаешь ценить подобные маленькие радости. А еще для меня важны такие вещи, как чистота и порядок.
А. Н.: Что для меня порядок и уют? Это ночью, в полной темноте, встать с кровати, пройти в гостиную и взять очки с полки. Или пройти на кухню, открыть шкафчик и взять стаканчик, который всегда стоит на своем месте. Для меня поиск очков нервотрепка, которая может разрушить весь уют! А у Ани, как и у всякой аккуратной женщины, бывают периоды, когда она, наводя порядок в доме, куда-то заныкивает самые необходимые вещи. «Где мои очки?», – спрашиваю ее грозно. – «Убрала, чтобы ты мог их легко найти».
Мне всегда нравились старые московские квартиры. Возможно, в них нет какого-то особого стиля, зато здесь можно было посидеть в кресле ампир, а рядом могла стоять табуретка из деревни. Или какой-нибудь несуразный шкаф, которому не меньше ста лет… Мне нравится в таких квартирах все: от фотографий на стенах до дверных ручек. Во всем – такая жизнь! И все – под рукой, все удобно.
Жена на съемочной площадке
А. Н.:
Упрощает ли мою работу тот факт, что жена – хорошая актриса? Нет. Скорее это дополнительная сложность, поскольку у меня к Ане повышенные требования на съемочной площадке. Если другая артистка не доиграет чего-то, могу простить, закрыть глаза на отдельные мелочи или просто их не заметить А Аню я знаю, как облупленную! Знаю, как она ярко может в жизни что-то сделать, как темпераментно или с хитринкой может подобный текст произнести! Вот и тянешь эти ее способности в кадр. И потом мне, понятное дело, хочется, чтобы Аня выглядела не хуже других актеров. Потому и требования повышенные. А ей иногда это мешает. В последнее время нам стало вместе легче работать, потому что опыт подсказывает, что ей надо бы побольше доверять. Раньше я из нее пытался «сделать звезду», и с моей стороны шел серьезный напор. Сейчас, на последних двух картинах я ее «отпустил на свободу», и мне кажется, что так стало лучше.
А. В.: Во всяком случае, я этому обстоятельству чрезвычайно рада…
А. Н.: Как режиссер, я не ревнив, всегда радуюсь, когда Аня может сняться у кого-то из моих коллег. Даже говорю ей: «Ага, вот ты на меня обижалась, а теперь пойди-ка, поработай с этим режиссером! Узнаешь, почем фунт лиха…» Она как-то приходит после съемок (не скажу каких) и признается: «Ну и идиот же этот режиссер!» Правда, здесь стоит уточнить: для актеров режиссер всегда или полный идиот, или просто идиот. Думаю, дело здесь в том, что режиссеры в своем творческом полете – люди шалые, птицы вольные, а некоторые – так совершенно безумные!
Правда, иногда режиссеры на некоторых актерах тоже ставят крест и дают клятву: «Ни-ког-да больше это чудовище в своих картинах снимать не буду!»
А. В.: Александр Николаевич, конечно, преувеличивает. На самом деле артисты любят и ценят режиссеров, с которыми им посчастливилось работать. К тому же с годами и опытом приходит мысль: может быть, режиссер и не обязан прислушиваться ко всем пожеланиям артиста. Все-таки он – единственный человек, кто видит свою картину целиком, и потому знает, что нужно на самом деле…

Записала Елена Булова


О НАШИХ СОБЕСЕДНИКАХ

Александр Полынников, режиссер, оператор, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982 год, за операторскую работу в телефильме «Приключения Электроника»), оператор фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). В качестве режиссера снял такие картины, как «Берегите женщин» (1981), «Обнаженная в шляпе» (1990), «Страсти по Анжелике» (1993), «Тонкая штучка» (1999), «Возвращение Мухтара» (2003) и другие.
Анна Назарьева, актриса. В 1990 году окончила ВГИК (мастерская А. Баталова). Снялась в фильмах «Берегите женщин» (1981), «Криминальный талант» (1988), «Игра на миллионы» (1991), «Обнаженная в шляпе» (1991), «Идеальная пара» (1992), «Как живете, караси?» (1992), «Кумпарсита» (1993), «Мужчина легкого поведения» (1994), «Грешная любовь» (1997), «Возвращение Мухтара» (2003).

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация