И один в доле воин, если она солидная
По сути, любой глава управляющей компании – тоже условный дольщик ТСЖ. Он – участник жилищного процесса, за него ответственен, имеет с того дивиденды, а значит, в той или иной степени и есть дольщик. Тем более такой, как Виктор Гриценко, частный управляющий ТСЖ в единственном лице, без образования управляющей компании. В народе о подобных говорят: «и швец, и жнец, и на дуде игрец».Ему 36 лет. Получил базовое образование в Академии ЖКХ. И продолжает постоянно учиться, потому что дело, за которое взялся почти 10 лет назад, – интересное и перспективное.
– И знаете, почему? Сейчас жилищно-коммунальный сектор у нас находится на уровне 90-х годов прошлого века,– объясняет Виктор Гриценко. – Эта ниша до сих пор еще плотно не занята, недостаточно освоена. Вот тут просторное поле для приложения сил и, конечно, достойного заработка.
– И все же, один есть один. На вашей должности никак не обойтись без инженеров, юристов, финансистов. Как справляетесь в одиночку?
– Это когда ТСЖ большое, с панельными домами, скажем, по 350 квартир, тогда управляющая компания должна иметь всех вышеперечисленных специалистов и даже больше. А там, где товарищество маленькое, вполне может справиться один единственный грамотный человек. Такой, как я. Под моим руководством три ТСЖ. Это «Арбат» в Борисоглебском переулке, 8. «Арбат-2004» в Большом Николо-Песковском переулке, 13. И «Малая Молчановка, 4». В каждом всего по 8 – 10 квартир. Тут большой штат управляющей компании ни к чему. Потому все руководящие и менеджерские функции сосредоточены в позиции частного управляющего. То есть, на мне – общее руководство, административно-юридическое обеспечение, решение инженерно-хозяйственных задач.
– А как же рядовые повседневные работы в подопечных домах – ремонт, уборка, свет, тепло и тому подобное?
– Естественно, есть специалисты, которые занимаются техническим обслуживанием вверенных зданий – сантехник, электрик, дворник, две уборщицы. Такой бригады достаточно для того, чтобы поддержать в порядке жилье наших ТСЖ. Ее хватит на всех. Ведь территорию, где расположились товарищества, можно обойти за 15 минут.
К тому же рабочие у меня довольно квалифицированные, имеют смежные специальности. К примеру, сантехник по совместительству сварщик. Электрик еще и хороший плотник. Так что, справляемся, нареканий нет. Ни одно ТСЖ без моей инициативы со мной не рассталось. Я уходил только добровольно, когда становилось невыгодно управлять домом. И не потому, что люди попадались плохие. Просто они не могли платить тот тариф, который был выгоден мне как управляющему. А они, между прочим, унифицированы по всему элитному сектору любого жилищного фонда Центрального округа Москвы.
Сейчас, если быть реалистом, невозможно организовать достойный уровень эксплуатации «камерных» домов ниже трех условных единиц за 1 кв. метр. В принципе, такие деньги нужны для того, чтобы «клубный» дом соответствовал уровню жильцов, их возможностям, амбициям и презентабельности. Если ТСЖ желает быть автономным островком в жилищно-коммунальном «бульоне» столицы, хочет стать независимым хозяйствующим субъектом для равных договорных взаимоотношений с теми же Мосэнерго, Мосводоканалом и так далее, оно не должно скупиться. Тогда товарищество и получит свою замкнутую, нормально организованную, оперативную службу эксплуатации дома.
– Какова доля этих денег на содержание штатного расписания?
– Не скрою, она составляет 85 – 90%. Остальные идут на текущие мелкие эксплуатационные расходы: оплата электроэнергии, освещение придомовой территории, силовая нагрузка на лифты, закупка моющих средств уборки – десятки наименований. Подчеркну, расходы эти утверждают сами собственники жилья. Те, которые не согласны с расценками, мне неинтересны, с ними не сотрудничаю. Все должно быть на достойном уровне.
– И часто с вами не соглашались?
– Из десяти ТСЖ семь отказались. Три согласились. С ними и работаю.
В своей работе Виктор намерен постоянно совершенствоваться. Пока подобных специалистов, как он, очень мало. По крайней мере, в центре Москвы их можно по пальцам пересчитать, уверяет частный управляющий. А раз государство переложило эксплуатацию жилья на плечи собственного народа, ему нужно посильно помочь. Такова, видать, осознанная жизненная доля Виктора Гриценко.