23:30:58
21 ноября 2024 г.

Вячеслав Шалевич: «На Арбате старухи жили по 100 лет. Как в горах»

В гостях у звездыВячеслав Шалевич разбил окно Николаю Гриценко. Правда, когда был маленький. И жил на Арбате, где, впрочем, живет и сейчас. А Гриценко так и не удалось получить компенсацию за разбитое стекло в 48 копеек. Что не помешало артистам стать потом большими друзьями. Об арбатской жизни Вячеслав Анатольевич мог бы написать книгу. О дворах и коммуналках, танцах под патефон, футбольных и хоккейных матчах. А пока об этом он рассказал корреспонденту «КР».Где родился, там и пригодился
– Вячеслав Анатольевич, что для вас означает понятие ДОМ?

– Дом для меня – это все. Понятно, что артисты – очень занятые люди, мало бывают дома. Наша профессия связана с суетностью. А если говорить об основательности бытия, то любому актеру нужен дом: ему нужно где-то надежно существовать. Поэтому всегда старался, чтобы мне дома было очень хорошо. Хотя семья может пожаловаться, что редко бываю с ними. Но это вопрос судьбы. Дом для меня – это когда в нем живут дети, это большая семья. Все несу в свой дом.
– Об Арбате, на котором вы родились, написано множество прекрасных книг и стихов. А каков ваш Арбат?
– Надо начать с того, что родился я в знаменитом роддоме Гутермана на Арбате. И вырос во дворе театра Вахтангова. Детские впечатления также связаны с Арбатом. Помню, что когда разбомбили театр в самом начале войны, мы с матерью прятались в бомбоубежище, которое было расположено под театром. Помню, как театр ремонтировали после войны. На его крышу я лазил мальчишкой, там же готовился к экзаменам.
Артисты театра жили в нашем доме, мы, мальчишки, каждый день видели их во дворе и все они нас знали. Я прожил по пословице «где родился, там и пригодился». Ничего, кроме этого театра, не знал и никуда больше не поступал.
– Ходят слухи, что вы поступали в педагогический?
– Я действительно пошел сдавать экзамены еще и в педагогический, но когда узнал, что принят в театральное училище имени Щукина, вопрос сам собой отпал. По другим театральным училищам не бегал. После окончания училища был принят в театр Вахтангова. Он стал моим вторым домом и остается им вот уже 47 лет.
– Арбатские дворы – это еще и первая сигарета, первая драка, первая рюмка водки, первая любовь…
– Должен признаться, что до двадцати шести лет вообще не пил и не курил. Мы жили большой ватагой на Арбате. Огромный семейный район, сплошные коммуналки. Настоящие дворы, где устраивались конкурсы самодеятельности, проходили какие-то футбольные состязания с консервной банкой вместо мяча…
Арбат отличался тем, что тебя тут знала каждая старушка. Ты мог гулять в районе Смоленки ночью, а к тебе подходили и говорили: «Иди скорее домой, тебя мать ждет». Так работал арбатский беспроволочный телефон. Вы знаете, что старухи на Арбате жили, как в горах, до 102 – 104 лет? Я спрашивал свою тетку о рецепте такого долгожительства, и она неизменно отвечала: «Нужно не нарушать микроклимат: всегда открытая форточка, плюс маршрут – в магазин и обратно, в магазин и обратно». На Арбате действительно был замечательный микроклимат.
– А что, хулиганства не было?
– Если и было, то по совсем другим законам. После двух приводов в милицию мама серьезно предупредила меня: «На третий привод ты попадешь в тюрьму». Поэтому драк «стенка на стенку», «двор на двор» не было.
– Вы учились в то время, когда существовали раздельно мужские и женские школы. Как происходило знакомство с девочками?
– Рядом с тем местом, где мы находимся, была 79 женская школа, а наша, мужская, – в соседнем переулке. Проводились вечера. Все было очень пристойно. На Гоголевском бульваре сходились шеренга женской школы и шеренга мужской школы, мы бежали навстречу друг другу, сталкивались. А потом мальчишки в узком кругу обсуждали, кто до чего дотронулся. Сейчас даже представить себе невозможно, до чего это были обходительные отношения, и обидчивые, вместе с тем, и ранимые. Если мой товарищ шел рядом с девушкой и в этот момент курил, для меня это было шоком. Как это можно – при девушке и курить?!
– Как протекала жизнь в арбатских коммуналках?
– Как-то зашел в свою коммуналку много лет спустя и ужаснулся. Даже представить себе невозможно, как мы могли там жить: 27 человек с одним рукомойником на кухне и одним туалетом? Ни о каких ваннах и речи не было. Выход в баню считался торжественным событием. Для тех, конечно, кто ходил мыться.
И ты тут?
– Ваш дом все-таки был не совсем обычный – театральный. Какой-то особый отпечаток это обстоятельство накладывало, случались ли судьбоносные встречи?

– В нашем доме жили Гриценко, Лукьянов и другие артисты. Судьбоносные встречи? Как-то раз я Николаю Гриценко разбил мячом форточку.
– Ужас!!!
– Да, ужас, потому что Гриценко пришел к моей маме, беседовал с ней и просил вернуть 48 копеек за разбитое стекло. А у мамы не было этих 48 копеек. Так он и ушел! А когда я пришел работать в театр, он сразу воскликнул: «И ты тут?!» Потом мы стали большими друзьями.
Особо запомнилось послевоенное время, когда во дворах стали появляться аккордеоны, стали собираться инвалиды, участники войны. Люди сидели на ковриках семьями, слушали песни, танцевали. Все это, к сожалению, сейчас с Арбата, да и вообще из Москвы, ушло. Осталось, наверное, лишь где-то в провинции.
– Вы по-прежнему живете на Арбате. Он так сильно изменился?
– Он «офонарел» до неузнаваемости. Превратился в… прохожий рынок. Здесь все продают, здесь все гуляют, и тихих арбатских переулков осталось чрезвычайно мало – все время идет колготня какая-то. А раньше, вы даже представить себе не можете, – два тротуара, улица с двухсторонним движением, троллейбусы, едущие в ту и другую сторону. И конечно, здесь было огромное количество магазинов, одних кинотеатров – пять штук, два театра! Теперь же сплошь – лавки антикварные и «шопы» с распродажами…
Раньше на Арбате жила интеллигентнейшая публика. Когда коммуналки расселяли, то многие москвичи, как и моя тетка, оказались где-то в Беляеве. И когда я ее спросил, как, мол, ты, тетя Паша, живешь, она ответила: «Как Ленин в Шушенском».
Солнце Верховного Совета
– Каковы для вас в квартире составляющие комфорта?

– Ну, о собственной комнате и не мечтаю: мне бы разместиться на той площади, на которой нахожусь. У меня много детей. Мне мало что нужно… У меня квартира с хорошими высокими потолками, и, как оказалось, наличие некоторого пространства над головою тоже важно. Основной составляющей комфорта для меня в доме является гармония. Она складывается из многого: это и твои вещи, и твои причуды, и дорогие твоему сердцу фотографии…
– У артистов есть традиция вешать на стену фотографии из фильмов, из значимых спектаклей с памятными надписями режиссеров и партнеров. А у вас?
– Как-то режиссер Вахтанговского театра Рубен Николаевич Симонов написал на своей фотографии теплые хорошие слова. И я стал собирать подобные автографы. Если б этим занялся всерьез, то собралась бы уникальная коллекция. У меня есть несколько особенно памятных фотографий. А вот афиши на стенах не вешаю.
– Говорят, что Шукшин творил свои произведения ночью на шестиметровой кухне, потому что рядом в комнате спала жена с дочерьми.
– К сожалению, творить на кухне не могу, потому что там нет окна.
– То есть для вас важно еще и наличие дневного света?
– Очень важно. Но мы живем в переулке, и у меня напротив стоит большой дом. Поэтому солнце в мои окна входит отраженно от другого дома – дома Верховного Совета. Даже можно скаламбурить: у меня в доме солнце от Верховного Совета.
Об издержках и прелестях профессии
– Зато у вас – отличный светлый кабинет в театре имени Рубена Симонова, где вы вот уже много лет художественный руководитель. Можно ли этот театр назвать вашим третьим домом?

– Идея строительства этого театра принадлежала Евгению Рубеновичу Симонову, и как истинный рыцарь театра, он назвал его в честь своего великого отца, режиссера Рубена Николаевича Симонова. Но Евгений Рубенович не успел осуществить постановку на новой сцене, он ушел из жизни, и после него театром три года руководил Юрий Яковлев, будучи очень загруженным и востребованным артистом. Когда Юрий Васильевич оставил этот пост, ребята – выпускники двух курсов Щукинского училища – некоторое время сами пытались как-то выживать и что-то ставили. А потом обратились ко мне с просьбой возглавить коллектив.
Не скажу, что согласился легко. Но сам факт, что в Москве появился театр имени Рубена Симонова – нашего учителя, человека, который долгие годы возглавлял Вахтанговский театр и поднял его на очень высокий уровень, мне очень близка и дорога. В театр все больше и больше приходит показываться молодежи – выпускников различных вузов. Они знают театр, им нравится репертуар, и они хотят работать именно здесь. Еще пять лет назад такой картины не было.
– Как вы относитесь к всевозможным тусовкам?
– Это издержки профессии. Люблю тишину, возможность побыть наедине со своими мыслями.
– А как ощущает артист, находясь на сцене, тишину в зале?
– Тишина зрительного зала чрезвычайно важна. Зритель ведь не подозревает, что самый важный режиссер – он сам. Он начинает слушать тебя в том месте, в котором ты, актер, такой реакции не ожидал. Он начинает принимать вещи, на которые ты, как режиссер, не рассчитывал. Возникает тишина, о которой ты даже и не мечтал. И это дорогого стоит.
– У вас четырехлетняя дочка. Много ли времени вы проводите вместе?
– Не очень. Но я очень люблю оставаться наедине с ней дома. Она такая забавная и такая серьезная одновременно. Когда она видит, что папа чем-то занят, то ведет себя тихо и во что-то играет. У нас дома существует такая… контактная тишина. Она может подойти и попросить: «Папа, почитай». Однажды, видя какой-то фильм, где я играл героя, она спросила про маленького мальчика: «А это его (героя) сын?» – «Да нет, это его племянник». И она совершенно серьезно ответила: «Вот и я подумала, что племянник. У моего папы не может быть сына. У него есть только я». Меня умиляет ее детская непосредственность – она может подойти к экрану, на котором идет фильм с моим участием, и поцеловать экран в тот момент, когда там мой крупный план.
– А вас можно застать дома с дрелью или молотком?
– Этого не умею напрочь. Ни в штепселях не разбираюсь, ни в кранах. И еще у меня очень сложные отношения с современной техникой – с компьютерами, видеомагнитофонами и прочей аппаратурой. В этом моя дочь лучше разбирается, чем я.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация