Владимир Родин: «Системы сигнализации порой важнее, чем водопровод»
Огонь, что хищный зверь в клетке: стоит отвернуться – он уже готов к прыжку и жаждет уничтожить хозяина. Поэтому нужно всегда быть готовым к нападению. Вдвойне обидно, если пожар происходит по чьей-то халатности или равнодушию. И втройне, если чья-то жизнь обрывается лишь из-за незнания элементарных правил безопасности, которые поздно изучать, стоя в объятой огнем квартире.Чтобы не кусать потом локти, загляните для начала в установленный на лестничной площадке пожарный шкаф и попробуйте найти рукав! Его нет? Куда бежать в таком случае и что делать, чтобы он никогда не понадобился, мы решили узнать у начальника Госпожнадзора ГУ МЧС по Москве Владимира Родина.
Обогреватель – примета зимы
– Правительство Москвы издало распоряжение об усилении пожарной безопасности в осенне-зимний период. Чем же зимние пожары отличаются от летних? Наверно, новогодние праздники вносят свою лепту в статистику: петарды, елки…?
– Не настолько, как это принято считать. Прошлой зимой на всю Москву было всего десять случаев. По сравнению с горящими мусоропроводами, количество которых в этом году уже перевалило за две тысячи, – капля в море. А вот что касается использования всевозможных обогревателей – то это и есть одна из специфических особенностей зимних пожаров. Мало того, что увеличивается нагрузка на электрокабели, часто не рассчитанные на такое мощное потребление энергии, так еще до сих пор в ходу самодельные или очень старые обогреватели с открытой спиралью, без автоматической системы отключения. Попадет на нее горючий материал – пожара не избежать.
Да и тушить зимой сложнее. В Москве существует специальная сеть наружного противопожарного водопровода. Самое сложное – найти колодцы. Понятно, что мы не можем знать каждый дом «в лицо», поэтому на фасадах зданий должны быть размещены указатели местонахождения гидрантов, а сами колодцы находиться в «боевой готовности», то есть быть расчищенными от мусора и снега. Это – задача ДЕЗов.
– Мы часто сравниваем себя с США. Так вот, если верить статистике, там горят не реже, зато смертельных случаев на порядок меньше. Не потому ли, что у них развито малоэтажное строительство?
– Нет, скорее причина в нашем менталитете: у нас 60 – 70 процентов погибших были в нетрезвом состоянии. Типичный случай: с сигаретой
засыпают. Не менее классический сценарий – брошенный окурок в мусоропровод. Это не так страшно, как если бы загорелась квартира, но отвлекаются пожарные – пока тушим мусоропровод, где-то горит квартира.
– Это и есть ложный вызов?
– Какой же он ложный! Мы его обязательно тушим. Хотя эту проблему можно решить «домашними» средствами: например, небольшой объемный огнетушитель, который устанавливается наверху, а при повышении температуры срабатывает без участия людей. В Северо-Восточном округе префектура выделяет средства на такие установки.
Очень остро стоит проблема с подъездными путями к домам, особенно в районах старой застройки. Машина под окном – это удобно. Вот только места для всех не хватает, поэтому и ставят их владельцы везде, загромождая дорогу. А ведь нам нужно быть как можно более близко к дому – и рукава доставать, и лестницу подать.
Среднее время прибытия пожарных – десять минут, но часто оно увеличивается из-за ремонта проездов. Приходится объезжать, на что уходят ценные минуты. Поэтому я обращаюсь к руководителям строительных и жилищных организаций с просьбой проводить работы на таких участках максимально быстро.
– И еще, наверное, к издержкам нашего менталитета можно отнести исчезновение пожарных рукавов из шкафов на лестничной площадке. Специально перед тем, как отправиться к вам, заглянула к себе – кто-то уже умыкнул.
– Это действительно, проблема. Пожарные шкафы вообще часто захламляют. И еще очень часто срезают пожарные извещатели, которые сигнализируют в диспетчерскую ДЕЗа о начале пожара. Звучит дико, но некоторые до сих пор уверены, что это подслушивающие устройства!
– А разве они работают? Люди уверены, что они лишь «для вида»!
– Должны работать. Ведь системы сигнализации порой важнее, чем водопровод. За тем, чтобы все было на месте, обязаны следить ДЕЗы, у которых все это хозяйство находится на балансе. И согласно законам «О пожарной безопасности» (федеральному и московскому) именно они обязаны укомплектовывать таким рукавом пожарный шкаф.
– Даже если он будет похищаться каждую неделю?
– Да. Если же ДЕЗы ничего не делают, нужно сообщить об этом по телефону доверия, который есть в каждом округе. Конечно, инспекторы проверяют систему пожарной автоматики в домах, но так как не всегда могут попасть в приквартирные холлы, жильцы должны контролировать наличие пожарных рукавов сами.
– Обязанности ДЕЗа понятны, а как насчет жильцов?
– Они отвечают за состояние электрохозяйства в квартире. Из-за неисправных или некачественных автоматов защиты часто происходит короткое замыкание. Особенно когда идет перегрузка – обогреватель, чайник и т. д. Поэтому практически на каждый мощный прибор должен быть автомат. Даже если он отключит какой-то узел, свет в квартире останется. Кстати, если сработал автомат, нужно обязательно выяснить причину и вызвать специалиста.
Пожарные денег не берут
– Каждый раз в оперативных сводках упоминаются выезды по ложным вызовам. Речь идет о хулиганах?
– К ложным вызовам я отношусь очень осторожно. Бывает, действительно, дети балуются или телефонные хулиганы забавляются, но наши опытные диспетчеры отсеивают такие звонки. Очень часто принимают за языки пламени отблески заката в окнах, пар или дым от сгоревшей пищи. Но пожары – как раз тот случай, когда лучше перестраховаться и приехать посмотреть.
– До сих пор бытует мнение, что у ребенка вызов не примут, а еще, что выезд пожарной команды платный.
– Если это не явное баловство, вызов обязательно примут и у ребенка. Что же касается платы: мы – федеральная служба и не предъявляем штрафных санкций даже в том случае, если вызов оказался ложным. К сожалению, некоторые, боясь, что за вызов возьмут деньги, пытаются сами справиться с возгоранием. Но пожары – это, в первую очередь, дым, насыщенный токсичными веществами, образующимися от горящих полимеров, и угарный газ. Именно они в 99 процентах случаев становятся причиной гибели людей, а не высокая температура. Два – три вдоха такой смеси, и человек теряет сознание.
– Исследования показывают, что в современном жилье на квадратный метр приходится 50 кг горючего материала. Реально ли снизить эти цифры в рамках квартиры?
– Вообще на все строительные материалы выдается специальный сертификат пожарной безопасности. Что касается жилья, то по путям эвакуации не должно быть горючих материалов, например, стен, окрашенных масляной краской! Для пола лучше выбрать плитку. Есть также специальные огнезащитные краски или покрытия, не влияющие на свойства изделия, но способные сопротивляться высоким температурам от 15 до 40 минут. Должны стать нормой противопожарные двери, которые около часа сдерживают огонь как изнутри, так и снаружи.
Ориентируйтесь по ситуации
– Что делать человеку, обнаружившему, что начался пожар?
– Нужно смотреть по ситуации. Когда очаг возгорания в квартире, и комната полна дыма, то главное – оттуда уйти. При задымленности нужно лечь на пол (дым легче воздуха и поднимается вверх) и по-пластунски ползти к выходу. Закрыв за собой дверь, обязательно сообщить о пожаре соседям и позвонить по 01, четко и точно назвав адрес.
Бывает, горит прихожая, а вы в комнате. Можно попытаться выбраться, накрывшись мокрым одеялом. Если это невозможно, остается выйти на балкон, прикрыв за собой дверь, и ждать помощи.
Если вы живете выше очага пожара, а пути эвакуации лежат через приквартирные холлы, не стоит спускаться по лестнице. Поднимающийся вверх дым может убить. Поэтому, чтобы не стать жертвой угарного газа, лучше всего, обложив дверь мокрыми вещами, ждать помощи на балконе.
Я никогда не забуду пожар, случившийся года три назад в типовой девятиэтажке. Виновница пожара выбежала, предупредив соседей, а дверь оставила открытой. Разбуженные в квартире напротив мать с двумя дочерьми-подростками, видимо, не поняв, где источник огня, вместо того, чтобы бежать вниз, побежали наверх. Но на девятом этаже оказалось открытым окно, и дым устремился вверх. Их нашли на лестнице, погибшими от угарного газа. А вот чета пенсионеров, жившая в соседней квартире, спокойно спала, и о случившемся узнала только от пожарных.
– Говорят, что обычные противогазы не спасают от главного убийцы – угарного газа. Тогда что же можно использовать вместо них?
– Они действительно уберегут только от сильно ядовитых веществ. В Москве есть несколько специализированных магазинов, где продаются средства самоспасения – воздушные патроны, специальные капюшоны, защищающие органы дыхания, веревочные лестницы, по которым можно спуститься с балконов нижних этажей.
– Кстати, с какого этажа сейчас спасают?
– До четвертого этажа можно прыгать на надувной куб. У нас есть подъемные механизмы, выдвижные лестницы, но пока только одна из них достает до двадцать пятого этажа. Есть три пожарных вертолета, специальные спасательные кабины на тросах– их мы используем уже несколько лет.
– В загородном строительстве предписано обязательно иметь огнетушитель. А в квартире?
– К жильцам многоквартирных домов такие требования не предъявляют. Но, как специалисты, мы рекомендуем их иметь. Особенно, если учесть, что далеко не всегда можно надеяться на пожарный кран. К тому же порошковые и углекислотные огнетушители можно использовать и в том случае, если загорится электрооборудование под напряжением, причем, не отключая его от сети.