Невостребованная готовность
Уже сегодня российские строители способны возводить столько жилплощади, сколько запланировано национальным проектом доступного жилья к 2010 году. Но не строят.Возникает вопрос: если они не делают этого сейчас, то почему будут делать через пять лет? Отечественным строителям вполне по зубам удвоить объем вводимого жилья имеющимися силами. Они доказали это хотя бы тем, что реально уже производили такое количество жилплощади в 1989 – 90 годах. Как заявил президент Российского союза строителей Виктор Забелин, «мы действительно считаем, что строительный комплекс даже в том состоянии, в каком он сегодня есть, способен вдвое увеличить ввод. Численный состав и интеллектуальный уровень отрасли, строительная индустрия, которая хоть и устарела морально и физически, тем не менее, без особых дополнительных усилий могут обеспечить выполнение этой задачи». По словам депутата ГД РФ Виктора Ельцова, «мощности, которыми обладает РФ буквально по всем составляющим строительного комплекса, просто прогуливают. Они будут мобилизованы».
Если что беспокоит, то это положение с цементом. Может возникнуть дефицит. Но и этот вопрос решаемый. Хорошо бы только предоставить инвесторам кредитные и налоговые льготы, а строителям снизить таможенные пошлины на зарубежное оборудование.
Причина, по которой роста производства не произошло до сих пор, хорошо известна: рынок серьезно поражен коррупцией и монополизирован. По мнению строителей, это самый болевой вопрос как для отрасли, так и для страны в целом. Строят ровно столько, сколько необходимо для поддержки «высокой инвестиционной привлекательности» бизнеса. Впрочем, считают строители, упрек этот относится в первую очередь не к ним, а к той среде, которая позволяет им трудиться.
Объемы строительства едва ли не в решающей степени определяются людьми, которых принято называть инвесторами. Именно инвесторы договариваются с местными властями (точнее, местные власти договариваются с инвесторами) о том, где, что и сколько будет построено.
Экономически процесс выстроен таким образом, что цена каждого квадратного метра практически поровну расходится между строителями, инвесторами и местными властями. Если увеличить объем строительства, то цены упадут. За чей счет? Меньше всего за счет строителей. Существенно ужаться в количестве используемого бетона, стекла или арматуры невозможно. Остается сокращать косвенный налог на покупателей, который составляют доля города и сверхприбыль инвестора. А им это надо?
Но если возможности строителей не используются сегодня, то почему они будут востребованы завтра? По мнению руководителя ФА по строительству и ЖКХ Сергея Круглика, делу должно помочь новое законодательство: «Одна из самых «кровавых» поправок в Земельный кодекс предусматривает проведение уже с 1 октября земельных аукционов. Там нет никаких условий. Чем более откровенные законы, чем более открытые правила, тем меньше будет коррупции». Однако сами же строители сомневаются, что аукционы, которые часто проводятся с заранее предрешенным результатом, помогут развитию конкуренции на рынке.
Второй довод сводится к наличию политической воли, которая выразилась в решении Владимира Путина самому стать во главе национального проекта. Это уже горячее. Авторитет президента высок и, безусловно, дорогого стоит. Но и тут не все просто. После выборов 2008 года, в самое важное для программы трехлетие (так сказать, в годы «определяющий», «решающий» и «завершающий»), нынешний гарант, по его собственным заверениям, будет занимать уже иное «место в строю». И дело перейдет в другие руки.
Так что вопрос остается.
Что кому-то хорошо…
Краткое резюме статьи нашего обозревателя: получается, что в основном строительство ведется ради бизнеса. Бизнес ради бизнеса. Мы обратились к читателям с вопросом: верите ли вы в то, что теперь строители будут работать и для людей?
Марина Игнатова, продавец на Черкизовском рынке:
– Я, наверное, «отстала от поезда». У нас что, социализм до сих пор? Как-то не заметила…
Роман Игнатов, ее супруг:
– В самом деле, почему общество не требует от пищевиков, чтобы колбаса и сосиски были «для еды», то есть, по-вашему, более доступные по цене? Если проблема в том, что жилья не хватает, что оно дорогое, то решать ее можно, на мой взгляд, только двумя способами: 1) увеличивать долю городского заказа в новостройках и 2) организовывать в рамках стройкомплекса некоммерческие ГУПы, которые бы продавали «метры» по себестоимости.
Александр Ефремов, режиссер, кинопродюсер:
– Квартира «ради бизнеса» станет квартирой «ради жилья» только в том случае, если президент страны лично возьмется за решение этой проблемы. Воля в борьбе с коррупцией нужна политическая, лучше всего президентская.
Обратимся к смежному – кинематографическому – опыту. Еще пять лет назад Франция была в числе стран, лидирующих в области пиратской кино-видеопродукции. Но когда президент лично занялся борьбой с видеопиратством, включив эту задачу в свою президентскую программу, проблема была разрешена.
Ольга, гость сайта:
– Для каких людей? Строители работают, чтобы получать деньги. Вообще не вижу
смысла в вышеприведенных (на сайте http://www.moskv.ru/forum/index.php газеты – Ред.) репликах: давайте держаться рамок тематики на этом форуме, а не отвлеченно рассуждать «что такое хорошо, а что плохо», тем более, что одному хорошо, то другому, может быть, плохо.