23:30:44
11 апреля 2021 г.

Как заставить застройщика продавать квартиры без недоделок?

СтроительствоЕжегодно столичные строители выдают «на-гора» по пять миллионов квадратных метров жилья. В планах Стройкомплекса – дальнейшее и планомерное увеличение его объемов. Нередко строители работают в две — три смены, так что сегодня никто не удивляется, когда новый дом вырастает буквально за несколько месяцев. Жилая недвижимость, особенно эконом-класса (а по правде говоря, и бизнес-класса тоже), давно уже не штучный товар, а конвейерная «штамповка».Жилье за две тысячи долларов за квадратный метр в новостройке по московским меркам считается недорогим, соответственно, претензии покупателей к его не слишком высокому качеству застройщиками всерьез даже не рассматриваются. Да и потребители в массе своей давно уже смирились, что за такие деньги им предложат не полноценную квартиру, а некий скелет под так называемую чистовую отделку.
Качество на риске потребителя
Эти российские реалии приводят в ужас впечатлительных иностранцев, которые привыкли за деньги получать качественный продукт и ни за что не купят жилье в новостройке без электро- и прочей проводки, с непокрашенными стенами или непоклеенными обоями, без настеленных полов, не говоря уже о сантехнике и даже встроенной бытовой технике на кухне. Конечно, и там дома, случается, сдаются с браком, но это уже отдельный разговор. Главное, что на Западе никто не предложит вам новую квартиру, в которую нельзя сразу въехать и в ней жить, у нас же, купив новую недвижимость, ее нужно долгими месяцами, а то и годами, доводить до ума. Логика российских застройщиков проста: все упреки в свой адрес они парируют убийственным аргументом – зачем сдавать дома с отделкой, у нас все равно жильцы все по-своему переделают!
Автор этих строк встречалась с председателем Московского городского комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Валерием Лаптевым. На вопрос, как покупателю жилья, приобретая квартиру в новостройке, определить, к примеру, качественный ли бетон положили в основание стен строители, и что делать, если через несколько лет вдруг обнаружатся скрытые дефекты, последовал ответ: да ничего не делать, надо ремонтировать. «Вот вы купили кофточку в магазине, через год у нее пуговицы отлетели, воротник протерся, – вы же сами будете эти проблемы решать? Так и с квартирой – вы на недоделках зацикливаться не должны», – оптимистично заявляет профсоюзный лидер.
Правда, такое сравнение отдает лукавством – мало того, что даже дорогая кофточка стоит несколько тысяч рублей, а самая дешевая квартира – несколько десятков тысяч долларов, так еще на кофточке недоделки (вроде криво пришитого рукава) видны невооруженным глазом, а в строительных технологиях неспециалисту разобраться очень непросто. Хотя пока что ни СНиПы, ни ГОСТы в строительной индустрии никто не отменял, но широким массам они, разумеется, неизвестны – так что если застройщик недобросовестный, он вовсю этим пользуется.
Подумаешь, труба канализационная криво поставлена и наклон у нее не несколько миллиметров, как положено, а несколько сантиметров, – вам с нею жить, вот вы и придумайте, что с трубою делать…
Вот и получается: из-за пассивности, неумения (или нежелания) бороться за свои права, мы, обнаружив брак в своей новой квартире, лишь покорно вздыхаем, нанимаем строительную бригаду или сами берем в руки инструмент и начинаем доделывать дом своей мечты.
Переделки – наш крест?
«Мы все лепим как бы на время, на живую нитку – законы, дороги, пятиэтажки. Все так, чтобы потом переделывать и чинить. Каждый раз заново, вместо того чтобы один раз как следует». Вы думаете, откуда эта цитата? Из лекции Юрия Лужкова в Международном университете, прочитанной еще шесть лет тому назад. Мэр знал, о чем говорил. Нас давно и планомерно приучали к тому, что за наши деньги нам могут подсунуть и низкокачественный товар в супермаркете, и отечественную машину, которую из магазина надо сразу перегонять в техцентр. Сам Юрий Михайлович вспоминает, как в стародавние времена купил «Запорожец», у которого ежемесячно перебирал движок – тот постоянно глох. А потом на досуге разобрал его по винтику, взвесил и обнаружил, что стандартные детали, которые по размеру и весу должны быть одинаковыми, друг от друга отличаются. В общем, когда сам автовладелец все подшлифовал, все как часы заработало – «двигатель шелестел, как швейная машинка «Зингер». Что мешало все сделать, как следует, на заводе? Вопрос риторический – из той же серии, что мешает строителям заливать ровный бетонный пол, а не делать нечто, подобное лунному кратеру.
Боритесь и не сдавайтесь!
По идее строители, допустившие в работе брак, обязаны (по заявлению потребителя) за собой все «подчистить», причем, не требуя за это никаких дополнительных денег. Но как добиться от вашего продавца квадратных метров, чтобы он действовал по закону, а не по своим понятиям?
Вариантов здесь несколько. Скажем, если человек получил квартиру в муниципальном доме и никак не может добиться справедливости от застройщика, он может позвонить на «горячую линию» Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, которая называется «ПРОБЛЕМЫ В ДОМАХ-НОВОСТРОЙКАХ»: 209-5055, звонки принимаются с понедельника по субботу с 10.00 до 17.00. На конец лета, кстати, сюда обратились почти 600 человек – по подсчетам чиновников, число заявок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 20%. Итоги работы линии: более 80% замечаний, поступивших от москвичей, проживающих в домах-новостройках, устранены.
Владимир Ресин, глава столичного Стройкомплекса, отвечая на вопрос корреспондента «КР», объяснил столь положительную динамику тем, что улучшилось качество строительства. «Сдвиги здесь приличные, и мы довольны, что ввели в свое время эту линию. Никто не хочет возвращаться и бесплатно что-то доделывать. А в этом и заключается роль этой линии: если вы, получив квартиру, въехали и увидели недоделки, то вам их ликвидируют бесплатно. А это довольно муторное дело, поэтому строители стали относиться к своей работе более внимательно», – заявил В. Ресин.
Если же вы – счастливый покупатель коммерческого жилья, то борьба с застройщиком уже на совести вашей и, если хотите, вашего юриста. Требуйте, настаивайте, ругайтесь! Для аргументированного подкрепления претензий можете обратиться в экспертную организацию с тем, чтобы специалист, выехав на место, зафиксировал все имеющиеся там недоделки, сделал фотоотчет и доклад, где указал бы, что конкретно каким строительным нормам не соответствует. Сегодня в столице существует достаточное количество подобных центров экспертизы. Конечно, вызов специалиста потребует у вас как минимум две сотни «зеленых», зато вы получите неплохой козырь в разговоре с застройщиком. А уж если последний будет упорствовать, то вам прямая дорога в суд. Правда, как говорят сами эксперты, если покупатель скандалит, то, как правило, обычно такие дела решаются в досудебном порядке.

Наталья Самарина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация