Даешь сегрегацию… мусора!
Когда-то человечество об этом особо не задумывалось. Преспокойно себе выплескивали помои прямо на улицу, порой на головы прохожих. Времена изменились. Теперь каждый день хозяйки подходят к мусоропроводу и выкидывают туда очередной битком набитый пакет. Но одна из задач муниципальных властей состоит в том, чтобы люди все-таки начали задумываться, что и куда выбрасывать. И в некоторых странах им это удалось.
Равнение на Швецию
За семь лет до вступления Эстонии в ЕС в Таллине прошла просветительская акция под названием «Мусорный страшилка». В центре города разместили мусорные ящики разных цветов и размеров, плакаты, схемы утилизации мусора. Активисты объясняли: мусор надо по возможности перерабатывать. Ежели его просто так сваливать, то для людей скоро места не останется. Переработке поддается до 60% отходов. А для облегчения утилизации граждане должны проявить сознательность и этот мусор рассортировать.
В качестве примера приводили Швецию. Там возле каждого многоквартирного дома есть маленькая пристройка. В ней – несколько баков. Шведские домохозяйки делят свой мусор чуть ли не на двадцать частей. Разделяют даже бесцветное и цветное стекло! Все это идет в разные контейнеры. Кроме того, здесь же стоят три больших бака для пищевых отходов. С ними поступают так: заполняют первый бак, закрывают. Заполняют второй, закрывают. Заполняют третий, закрывают. Открывают первый, вынимают образовавшийся компост и пускают его на удобрение зеленого участка возле дома. Более того, вследствие неких процессов в кучах мусора образуется газ, который можно с успехом применять в качестве автомобильного топлива. Кстати, все шведские мусоровозы ездят на этом газе.
Под знаком Евросоюза
Со дня организации «Мусорной страшилки» до вступления Эстонии в Евросоюз стране нужно было решить множество проблем, в том числе, принять евросоюзные нормы обработки мусора. Что произошло за эти годы?
Четыре года назад сильно повысили цены за прием отходов на официальную свалку. Тогда люди стали вывозить мусор на грузовиках в лес и вываливать прямо под ближайшим кустом. В результате оказались загажены места отдыха, даже пляжи. Помню, было два – три лета, когда ни в лес не войти, ни в прудах не покупаться…
Появились компании, занимающиеся вывозом мусора из городов и его сортировкой. Услуги этих фирм обходятся жителям чуть ли не в три раза дешевле муниципальных мусоровозов.
Стали потихоньку прививать традицию бросать отходы в разные ящики. Не обошлось без слез: ящики для стеклянной и пластиковой тары стали подвергаться ограблениям, а ящики для бумаги очень здорово горят – прямо мечта пиромана! Неимущие люди порой полностью очищали бутылочные ящики. А пожарные по десять раз в день выезжали тушить контейнеры для бумаг.
Однако процесс воспитания пошел. Появилось большое количество специализированных ящиков, и люди потихоньку учатся ими пользоваться. Более того: повысился залог на тару – то есть та сумма, которую вам вернут в обмен на бутылку или банку. Сейчас стеклянная упаковка стоит 1 крону (2 рубля), металлическая одноразовая – 50 центов (рубль), пластиковая – от 50 центов до 1 кроны. Залог возвращают при условии соответствующей маркировки тары. Кстати, упаковку с такой маркировкой примут в любом городе Евросоюза.
Однако сдача опасных отходов (аккумуляторов, батареек, отработанного масла) в специальные хранилища на бензоколонках по-прежнему никак не поощряется. Вернее, поощряется со знаком минус: за добровольную сдачу с вас не возьмут денег, а за попытку выкинуть «просто так» начислят штраф.
Шины в топку
И все-таки есть один вид отходов, в плане переработки которого Эстония может похвастаться перед всей Европой. Речь идет об автомобильных шинах. По статистике, в Эстонии каждый год накапливается 5 тысяч тонн шин. Горят они жарко, но грязно: вулканизированная резина выделяет сажу, вредные вещества. Тем не менее, фирма Viru Keemia Grupp решилась-таки эти шины сжигать. Одну из топок, рассчитанную на горючий сланец, кардинально переоборудовали. Теперь в этом генераторе шины пережигают в кокс. А он – хорошее топливо. Даже заключают контракты на утилизацию резиновых отходов, например, с Нидерландами. Единственное исключение: в топке нельзя сжигать шины с металлическим кордом. Мешает.
Сейчас таких генераторов в Эстонии уже несколько. Один из них полностью обеспечен местными шинами, другие работают на привозном сырье.
P.S. Все в мире относительно. После Москвы Таллинн кажется пустым, зеленым и чистым городом. Но, как ни странно, после Таллинна некоторые московские улицы кажутся необыкновенно чистыми и незасоренными. Но пока только некоторые…